Мне понравилось новогоднее обращение президента. Как и то, что «президент» мы теперь пишем с маленькой буквы.

Мне понравилась тональность его выступления. Текст. Безгалстучность. Люди, которые обращались к нам вместе с президентом. Многие из них — мои друзья. Мне понравились слова. И заложенные в них смыслы.

И в этом и есть большая беда.

Мне нравился мой пионерский галстук. Для меня шоком была смерть Брежнева и молодость Горбачёва. Я люблю Киевский торт и «Иронию судьбы...».

Но вот взросление — и есть осознанность.

А взросление нации — появление гражданина на смену электоральной единицы.

Я люблю «Киевский торт», но отказываюсь от него, поскольку хочу быть в спортивной форме. Потому что у меня цель пробежать парижский марафон.

Не может быть самоцелью хирурга — нравится. Когда началась гангрена.

Не непопулярные реформы обрушивали рейтинги Ющенко и Порошенко. А как раз отсутствие сильных шагов; неспособность «снять корону», надеть свитер и объяснить доходчиво стране — что и почему нужно сделать; расхождение между словами и действиями («борьба" с коррупцией при "любі друзі").

Критическое мышление и рефлексия позволяют улавливать интересы, стоящие за коммуникацией.

Позволяют понимать, что "услышать Донбасс" — это вовсе не о жителях Горловки и шахтерах. Это о бизнес-интересах донецких кланов.

Что "не допустим приватизацию Укрспирта" — это не о государственном интересе, а о коррупционных схемах. Что "не дадим продавать землю" — это об интересах местных баронов, которым в условиях моратория земля достаётся за бесценок.

Что за "братским народом" стоят имперские амбиции.

Что немодернизированное православие МП — инструмент сохранения феодального строя, поскольку "на все воля божья" — это о патернализме и очень далеко от "все в твоих руках".

Что большинство наших поговорок и присказок («за честь школы", "главное не победа", "терпение и труд", "стерпится — слюбится" и так далее) — держат нас по-дальше от капитализма, где успех страны — это сумма успехов её граждан.

Что за стремлением к миру — сдача территорий и будущего.

Но ведь так приятны эти слова — "мир", "наши пленные встретят Новый год со своими семьями", "единый народ".

И этого действительно очень хочется!

Как хочется молодому организму гулять вместо уроков. И свежий воздух же полезен! И всегда можно найти себе оправдание.

Только если у тебя в картинке будущего — комфорт и "лишь бы не было хуже".

Но если у тебя в целях — развитие человеческого капитала, субъектность страны, инновационное развитие, то тогда ты в своей президентской речи обратишься не к прошлому, а к будущему.

Ты скажешь о своей мечте. О сильном независимом государстве, с которым считаются в мире, которому не нужно лебезить перед агрессором и возможными союзниками.

Ты скажешь правду — что государство не сможет платить пенсии нынешним 40-летним. Поэтому они уже сейчас должны найти для себя пассивный доход, делать сбережения, инвестировать их.

Ты скажешь, что украинец должен найти способ стать экономически свободным, что государство сможет платить субсидии только тем, кто не имеет физической возможности позаботиться о себе.

Что энергобезопасность страны — это когда каждый из нас утепляет жилище и "прикручивает" тепло, уходя из дому.

Что снижение смертности — это пристёгиваться в авто, бросить курить, заняться спортом и проходить регулярные обследования.

Просто быть любимым приходящим родственником, угощающим ребёнка конфетами. Сложнее дать ребёнку интерес к поиску и творчеству. И научить осознанности и ответственности.

Мы — как народ — к сожалению ещё очень инфантильны. Мы влюбляемся. Мы надеемся на кого-то — случай, "папика", власть, связи.

Поэтому нам нужен не президент, который как строгая всезнающая категоричная первая учительница заявит "Армія. Мова. Віра".

Но и не как третьекурсница-практикантка заявит "я не знаю, что с вами делать, поэтому займитесь своими делами".

А возьмёт и скажет:

Я президент всех украинцев. И Украина будет уважать все религиозные праздники. Но выходной у нас будет 25 декабря.

Я уважаю память людей о тех героях, которые важны для них. Но герои Украины — это те, кто боролись и борется за её свободу и процветание.

Я за независимость судебной власти. Поэтому обмен пленными — как бы нам этого ни хотелось — будет только после судебных решений.

Я за единение страны. Поэтому приоритет для меня — образование школьное и гражданское.

Я уважаю академика Патона, но приоритет для нас эффективная наука, поэтому я за скорейшую реформу высшей школы и Академии наук.

Я уважаю предпринимателей — и крупных, и малых. Поэтому приоритет для меня равный доступ и эффективный Антимонопольный комитет.

Я уважаю выбор людей, зарабатывающих за границей. Но я не буду давать пустых обещаний о европейской зарплате в Украине. Я сделаю все, чтобы инвесторы стали доверять украинской экономике. Ибо нет другого пути как сделать работу в Украине вновь привлекательной для вас.

И я честно очень хочу, чтобы вы меня любили. Но я знаю, что должен поступить именно так: говорить вам правду, даже если она неприятна, расти самому, чтобы мы могли расти вместе, действовать в интересах будущего, даже если в настоящем это вынудит нас затянуть пояса.

Потому что наш выбор — развитие, права человека, деолигархизированная рыночная экономика, субъектность в мире и евро-евроатлантическая интеграция (в том числе, возможно, и новая центральноевропейская интеграция), сервисное государство.

Пока ещё не 2010 год. Но мы медленно сползаем к нему. С разочарованным и разобщённым гражданским обществом. С доминирующей политической силой. С разуверившимся бизнесом. То есть без всяких надежд на буржуазную революцию.

А повторы истории, как известно, чреваты фарсом.

Мне хочется верить в светлые намерения президента Зеленского. Только, боюсь, в этой рефлексивной игре мы — Украина — стремительно мчимся в ловко расставленную ловушку смысловой войны.