«...у нас сейчас две проблемы — Минобороны и пуговица… Пуговицу мы найти можем?.. Чисто теоретически можем! А с Минобороны мы сделать ничего не можем… Вывод — надо искать пуговицу…»

«День Радио»

Почему нет эффекта от реформ? Потому что реформы делаются там, где их могут (дают возможность) сделать. Нет интегрального характера реформ. А значит и практически нет позитивного влияния на экономику и социальную сферу.

А почему нет интегральных реформ? Потому что очень хороших людей допустили к точечным реформам, а команды реформ нет.

Когда смотришь на команду реформаторов из Грузии или украинскую команду по электронным закупкам — душа радуется.

Взаимное уважение, способность к консенсусу, лидерство (как способность взять на себя ответственность), позитивное мышление, готовность идти даже наперекор рекомендациям Международных организаций во имя интереса своей страны.

Это действительно команда.

А не кланы, готовые с пеной у рта отстаивать клановые интересы.

Дерегуляция, демонополизация, деолигархизация, де-...

Постсоветская Украина в своей основе имеет коррупцию, олигархию и зарегулированность. Вы пробовали устоять на земле, подняв одновременно обе ноги? Так и с государством. Есть основа существования нынешнего нашего государства — замкнутый клуб элиты, делёж финансовых потоков (бюджетных и около него), коррупциеохранительная система. Одним словом — Гидра. И её питательная среда — не только госбюджет, но и патернализм, тотальное недоверие, въевшийся в души и сознание «совок».

Отсюда и сопротивление — Гидра не враг себе, чтобы так просто сдаться, отрубить питающие её плодоножки.

Гидра соглашается на косметические изменения — всё, что не затрагивает её основы. «Всасывает» в себя новых людей, в надежде переварить их.

Позволяет гражданские потуги.

Если вдуматься, то за прошедшие год и три месяца практически все изменения — это гражданские инициативы, которые были «позволены». Допороговые электронные госзакупки (ProZorro). Важные, но все же не всеобъемлющие шаги по дерегуляции.

А реформы госслужбы и КабМина, судебной системы, налоговой системы, прокуратуры — идут крайне вязко.

Параллельно нужны три типа преобразований:

1. «Де-» способно обрушить старое.

Дерегуляция, деолигархизация — конечно нужны. Гильотина в первом случае. А во втором — возможна амнистия при согласии крупного бизнеса устраниться от эксклюзивного влияния на власть; возможно частичное акционирование предприятий. И во имя Новой страны, наверно, не «деприватизация».

Но народ, гражданское общество, бизнес, инвесторы, партнеры — все от Украины ждут не обрушения старого, а построения нового.

2. «Ре-"формы Украину не спасут.

Нам нужна не измененная форма старой сути.

Не очередной страновой ребрендинг.

Не новые лица со старым мышлением.

3. Нам нужна тотальная модернизация Украины. „Про-“.

Бизнесу нужна понятная, предсказуемая налоговая система; равенство и защита прав; доступ к финансовым ресурсам. И — очень желательно — обеспеченные граждане. Гражданам нужна понятная договоренность с государством — кто за что отвечает. Договор о том, какую часть заботы о здоровье, образовании и безопасности берет на себя государство, а какую — сам гражданин (семья).

В общем нам необходимо государство, построенное на других основаниях.

Возможный план действий подразумевает:

1. Консенсус внутри Гражданского общества и договоренность с Президентом о том, что Президент сконцентрируется на войне (точнее — на мире), сдерживании олигархов и обеспечит Гражданскому обществу возможность построить Параллельное государство.

2. Гражданские эксперты при поддержке международных партнеров выстраивают параллельные институты.

Некоторые из них могут быть сразу применены. Например, Антикоррупционный суд. Фонд развития малого бизнеса. Национальный фонд модернизации (инфраструктурные проекты).

В целом на построение параллельного государства может понадобиться год.

Основу его составит команда 5 — 100 — 6000. 5 лидеров, которые проявятся, когда будет соответствующая среда (пространство, где можно взять на себя ответственность). 100 — профессиональная команда модернизации для центральных органов власти. 6000 — региональные команды местных органов власти.

Фактически нам нужно развернуть Школу Президентов и лагеря/школы/проекты по подготовке команды госуправленцев нового толка.

3. Передача прав от старого государства новому государству — политический процесс.

Конечно, необходимо развернуть политическую платформу, в которой демократические партии, сходные по ценностям и отличающиеся тонкостями программ, смогут подготовить граждан Украины к переходу и осуществят его в следующем созыве Верховной Рады.

4. Заручиться поддержкой международных партнеров. Главная просьба: не кормить Гидру финансовыми ресурсами.

Решение — Фонд реконструкции и развития (модернизации) Украины с проектным комитетом (доноры и гражданские эксперты), принимающий решение по проектному финансированию и контролирующий расходование средств.

Итак, что нам необходимо для модернизации Украины:

1. Смена отношения к реформам и переход от „де-“ и „ре-“ к „про-“ — профессиональному (а не кланово-политическому) подходу к модернизации. В частности — формирование Профессионального Кабинета Министров.

2. Консолидированная команда реформ: ядро большинства (а не ядрышки кланов) в Раде, КабМин, эксперты.

3. Консенсус по стратегическому видению страны и программа (интегрированная) модернизации.

4. Поддержка международных партнеров.


#всетольконачинается