site.ua
dligach
Андрій Длігач
топ-автор

Налоговая реформа как камень преткновения: стабильность или модернизация

Почему налоговая реформа стала камнем преткновения? Ответ прост: именно в вариантах налоговой реформы проявились полярные ценности украинского общества.

Это выбор в двух дихотомиях: стабильность или развитие; контроль или доверие.

До сих пор Украина выбирала стабильность, сохранение «наследия». Отсюда и коррупционно-олигархическая Гидра, питающаяся государственным бюджетом и воровской приватизацией. Отсюда и экономика, в которой доминируют металлургическо-химические олигархи и АПК (и это при том, что изношенность металлоконструкций в экономике по подсчетам Внешпромэкспертизы – около 97%, то есть практически вся инфраструктура должна быть выстроена заново).

До сих пор Украина выбирала контроль, патернализм, отсутствие критического мышления. Отсюда и голосование на выборах за "начальников". Ну конечно – ведь «у нас никто не платит налоги, если бы не налоговая милиция. Никто не выбрасывает мусор в урну, если не штрафовать. Студенты не учатся, если не давать регулярные контрольные».

И вот Украина стоит перед выбором - влачить нищенское существование или решиться на кардинальную модернизацию.


Это не просто выбор стратегии. Это выбор системы ценностей: то ли сохранение "наследия" и патернализм, то ли развитие и ответственная свобода и доверие.

Особо ярко выбор между "сохранением" и "развитием" проявился в двух моделях налоговой реформы - соответственно проект МинФина и законопроект 3357 либеральной налоговой реформы (т.н. законопроект Южаниной), разработанный налоговым Комитетом ВР на основании концепции Коалиции гражданских экспертных групп (ГП "Нова Країна", РПР и других).

В чем разница между концепциями?


Концепция Министерства финансов по замыслу разработчиков должна обеспечить макроэкономическую стабильность, что в нынешних условиях означает консервацию коррумпированной налоговой системы, зарплаты "в конвертах", высокий уровень тенизации экономики и самый низкий уровень ВВП на душу населения в Европе. Налоги фактически повышаются - в частности налог на доходы физических лиц повышается до 20%. Налог на прибыль (повышается с 18% до 20%) по-прежнему позволяет налоговой вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Данный законопроект не только не способствует стимулированию предпринимательской активности, он еще фактически уничтожает перспективу развития новых индустрий. Упрощенная система фактически уничтожается.

Законопроект 3357 (Комитета ВР) устанавливает справедливую налоговую систему, отвечающую потребностям устойчивого экономического развития, делает фактически бессмысленной теневую экономику, нейтрализует коррупцию налоговых органов.

Особенностью законопроекта есть существенное снижение ставок налогов и введение вместо налога на прибыль (где предприятие, как в модели МинФина, должно доказывать налоговикам свои издержки для минимизации данного налога, что приводит к дискреции и коррупции) налога на распределённую прибыль (15%), что принципиально меняет отношении бизнеса и налоговой службы. Теперь налогом облагаются только средства, выводимые из бизнеса, а все, что реинвестируется в развитие - не облагается налогом, следовательно нет необходимости доказывать налоговикам что относится на затраты.

Кроме того, законопроектом вводится электронный кабинет налогоплательщика для упрощения управления личным счетом, "демилитаризация" налогового контроля (упразднение налоговой милиции) и другие новшества, облегчающие жизнь налогоплательщика и превращающие ГФС в сервисную службу.


Страхи, что, якобы, принятие либеральной налоговой реформы может привести к ненаполнению бюджета - безосновательны. По расчетам аналитиков предложенная модель позволяет наполнить бюджет 2016 года в параметрах нынешнего года плюс увеличение расходов на армию. Что с учетом допускаемого МВФ дефицита бюджета (3,7% к ВВП) даёт возможность проиндексировать зарплаты и пенсии. А с учетом того, что либеральная реформа позволит детенизировать экономику и обеспечить экономический рост, мы получим существенное увеличение поступлений в бюджет и государство, наконец, сможет стать реальным инвестором и заказчиком больших инфраструктурных проектов. В том числе - превращение самого государства в электронное.

Почему так много внимания уделяется налоговой реформе, когда в стране разрушена система справедливости, практически не проведена судебная реформа, не реформирована государственная служба, не проведена пенсионная и медицинская реформа? Потому что все перечисленные важнейшие реформы требуют политической воли, консолидации общества и экономической основы. Именно поэтому наша важнейшая задача рассматривать налоговую реформу — как бесповоротный стартовый механизм модернизации.

Благодаря либеральной налоговой реформе мы вынудим правительство ускорить пенсионную реформу, реформировать Нафтогаз и в целом провести бюджетную реформу. Мы искореним один из важнейших источников коррупции, чем ускорим реформу системы справедливости. Мы поменяем отношения государства и бизнеса - отныне государство станет сервисным, бизнес и гражданское общество станут заказчиками стратегии развития страны.

Законопроект 3357 заложит фундамент превращения Украины в самое привлекательное в Европе место для ведения бизнеса и инвестирования.

Компромисс не возможен в ситуации, когда речь идет о разных ценностных основаниях.

Незначительное снижение налогов и некоторое ограничение карательных функций ГФС не приведет к изменениям – мы уже видели провал налоговых экспериментов этого правительства и мнимость моратория на проверки бизнеса.

Когда одни пытаются запустить модернизацию страны, рассматривая налоговую реформу как стартовый механизм самой модернизации, а другие ратуют за макроэкономическую стабильность и постепенные изменения.

Поскольку системы справедливости в стране нет, доверия нет, то есть два варианта – поверить и принять 3357 или садиться вместе с независимыми арбитрами и выработать консолидированное решение.

Основания для него:

  • социальные стандарты в 2016 году не должны снизиться (минимум - задекларированные +13%)
  • улучшение бизнес-климата, поиск пути для роста ВВП +6% (идеально +10%) в 2016 году
  • превращение государства (в данном случае - ГФС) из карающего в сервисный орган.


Модернизация Украины будет проведена – не этим Президентом, Верховной Радой и КабМином, так следующим. Но и у нынешних Президента и Верховной Рады еще есть шанс выполнить свою миссию, ради которой они и были избраны – уничтожение пост-советской Гидры, построение государства справедливости и развития.

И в эти дни от нас с вами – граждан Украины – зависит: позволим ли мы снова стране погрязнуть в договорняках и бессмысленных компромиссах или избавимся от старой политики и перейдем, наконец, к кардинальным реформам.

Доверьтесь и поддержите 3357. Напишите вашему депутату. Объясните тем, кто доверяет вам, вашу позицию.

Восстановить систему доверия и начать модернизацию – наша задача.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація