Вчера при встрече с Министром Финансов Александром Данилюком представил своё видение на структурные реформы гос.сектора, которые могут дать экономический эффект до 15-20% сокращения затрат бюджета, что оценивается в 130 млрд гривен ежегодно. К сожалению время на доклад было сильно лимитировано и удалось донести только основные моменты. В тоже время при подготовке к встрече, на выходных, подготовил доклад который предлагаю Вашему вниманию.

Уважаемый Министр.

Здесь собрались представители общественности, для которых процветание Украины, её инвестиционная привлекательность, простота администрирования и ведения бизнеса не пустой звук. Конечно мы понимаем, что наша позиция должна быть системно-взвешенной и иметь компенсационные механизмы. Основой таких компенсационных механизмов мы видим в снижении доли государства в экономике и модификации бюджетной системы, что позволит провести также и либеральную налоговую реформу, сторонниками которой мы являемся.

Как Вы наверно знаете дефицит государственного бюджета за 4 месяца 2016 года составил 22 млрд гривен. В тоже время профицит местных бюджетов за 4 месяца составляет уже гигантскую сумму – 17,3 млрд гривен. Подобное затаривание деньгами по годовому плану лишь стимулирует местные бюджеты расширять свои бюджеты в сторону увеличения. Например, только в апреле расходная часть местных бюджетов была увеличена в годовом плане на 15 млрд гривен. Анализ 2015 года также показал, что расширение расходной части местных бюджетов шло в постоянном режиме.

23cf4edbcc-.jpg

Подобная ситуация имеет крайне негативный эффект. А именно в невозможности с центра реально проверить куда и на что тратятся государственные деньги. Вторым негативным эффектом, есть пассивная позиция регионов, которые вместо того, чтобы развивать предпринимательство ждут с центра государственных вливаний, которые нужно освоить.

Поэтому одна из принципиальных позиций радикальной бюджетной реформы заключается в переводе местных бюджетов на полное самофинансирование, которое как позволит убрать дотации местным бюджетам из гос.бюджета, так и переведёт местные бюджеты занять проактивную позицию, и начать работать как со своей доходной частью, развивая предпринимательство и работая с налогами на землю и недвижимость, так и работать с расходной частью, оптимизируя свою структуру управления и структуру бюджетных организаций в своих регионах.

К сожалению анализ собственных доходов местных бюджетов показал, что их доля последние 10 лет постоянно сокращалась. И сейчас только 38% доходов местных бюджетов — это собственные доходы. Мы хотим кардинально изменить это положение.Наполнить местные бюджеты доходами предлагается за счёт перечисления 100% перечисления НДФЛ в местные бюджеты, передачи основной части рентного налога на места, расширения доли розничного акциза в общих сборах по акцизному налогу (сейчас только 10% доходов от акцизов идёт в местные бюджеты). А также перевода всех собственных доходов бюджетных организаций на местный уровень.

94ada64bbb-bg-2.png

Вторым принципиальным моментом как обеспечения полной независимости местных бюджетов, так и экономии бюджетных средств — есть позиция по переводу всех социальных выплат населению на адресный монетизированный уровень и ликвидации всех или большинства льгот.

Нужно констатировать, что размер социальных выплат населению — просто огромен и к сожалению, очень мало контролируем. Государство сейчас передаёт в местные бюджеты более 80 млрд гривен социальных субсидий, большинство из которых не имеют адресности.Пенсионный фонд кроме выплат пенсий по возрасту проводит выплаты в размере 60 млрд не являющиеся выплатами по возрасту. Более того, огромное количество пенсионеров не заработали даже на минимальную пенсию, и доплата до минимальной пенсии в 2015 году стоила государству 35 млрд гривен. Ещё 34 млрд в 2015 году по официальному отчёту Пенсионного фонда составили выплаты пенсий для лиц, проживающих на неконтролируемой территории.

Поэтому наша принципиальная позиция — перевод всех пенсионных и социальных выплат на адресную основу, с обязательной процедурой верификацией получателей выплат и общим контролем выплат на домохозяйство. Ведь не секрет, что помощь часто получают домохозяйства, которые имеют достаточно хороший доход.

2ed2dcd155-bg-3.pngВ тоже время мы понимаем, что нужно менять и социально экономическую модель, в которой должны быть стимулы работать и заниматься бизнесом, а не сидеть на пособии, и в этом одна из основных задач либеральной налоговой реформы.

Теперь более подробно по механизмам сокращения расходов бюджета. По экономической сути расходы можно разделить на 4 вида.

1.затраты на оплату труда бюджетных работников и военнослужащих

2.Затраты на покупку товаров и услуг

3.Социальные и пенсионные выплаты

4.Обслуживание долга.

Мы считаем, что по каждому направлению государство имеет резервы на уровне 15-20% по сокращению затрат, что в общем итоге может дать более 130 млрд гривен сокращений бюджетных расходов.

В текущий момент 3.5 млн сотрудников работают в бюджетной сфере. Затраты на труд этих людей в 2016 году превысят 200 млрд гривен и это с учётом, того, что бюджет в этом году сократил 23 млрд затрат за счёт снижения ЕСВ с 36.3% до 22%.Реформа бюджетной сферы должна включать в себя повсеместное использование электронных сервисов, сокращение институций, паразитирующих на бизнесе, структурную реформу ДФС, про которую расскажут коллеги, а также перевода части бюджетных направлений в коммерческую сферу. Полная ликвидация ЕСВ также даст 40 млрд сокращений затрат в бюджетной сфере.

Общий уровень закупок товаров и услуг, вместе с капитальными затратами сводного бюджета в этом году достигнет отметки почти в 200 млрд гривен. 1 августа — это самая важная дата в этом направлении. Ведь именно с этой даты все закупки государственных предприятий и бюджета должны будут проводиться через систему prozorro. Уже сейчас по тестовому режиму и до пороговым торгам видно, что система даёт экономический эффект в размере 15-20%. Поэтому государству крайне важно с целью продвижения реформ не отступить и завершить перевод всех закупок на электронные торги. Уверен, что это даст большой экономический эффект в конце года, когда большинство бюджетных организаций осваивают не использованные в течение года средства. Так в декабре 2015 года, было пущено в расход 2.5 среднемесячных расходов бюджета — огромная сумма.

И в заключении выскажусь по обслуживанию долгов. Как Вам известно основные выплаты по этой статье есть выплаты по внутренним долгам. В этом году они составят 65 млрд гривен. В тоже время около 50 млрд этих выплат предназначено НБУ, который на 75% владеет внутренним долгом государства.

За первые 4 месяца этого года государственный бюджет выплатил около 15 млрд гривен НБУ, не получив от НБУ ни копейки в обратную сторону. Хотя в законе о государственном бюджете прописана сумма 38 млрд гривен, как и необходимость провести реструктуризацию внутреннего долга в первом квартале. В любом случае исходя из доходов НБУ (а в 2015 году его прибыль составила 81 млрд гривен) у государства есть резервы как по сокращению выплат по внутренним долгам, так и изменений условий взаимодействия с национальным банком. Их необходимо использовать.

1f0aeaea75-bg-4.png

Как Вы видите, возможностей по сокращению затрат множество, но многие из них требуют целенаправленной работы государства в различных сферах и в условиях саботажа чиновников. Но именно такая работа сможет дать эффект, и мы уверены она по силам Кабинету Министров, при наличии политической воли.