"В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей стал противен сам звук твоего голоса". (С. Довлатов) Массовая аудитория - она, конечно же, "женщина". Потому что любит и ненавидит ушами. Так устроено медиапотребление на фоновом режиме (а оно, увы, почти всегда такое). Информация попадает сначала, грубо говоря, в средние отделы мозга, где формируются экспресс-суждения, полумысли. Мозг экономит энергию и, если вам не хватает кусочка пазла для общей картинки - а его почти всегда не хватает - то мозгу легче этот кусочек придумать, чем заставить вас копать дальше. На этом и работают все теории заговора. Простое объяснение в 75% случаев выиграет у сложного. Чтобы изначальная информация попала в лобные доли, где она критически осмысливается, вам нужно сначала убедиться, что ошибочное мнение будет стоить слишком дорого. Но именно тут возникает проблема: самое дорогое, что есть у большинства людей - это их собственное самомнение.

Прежде чем признать, что ошибался, мозг будет делать все, чтобы обмануть себя в своей правоте. Он сам обманываться рад, и тут ему "поможет" ЖОПА - Желанные ошибки подтверждения и атрибуции. Первая - это когда мы ищем подтверждение своим суждениям... и обязательно их находим, особенно сейчас, когда в гугле можно найти гигабайты текста с доказательствами любого бреда, вроде плоской Земли. Вторая, ошибка атрибуции - это склонность объяснять свое поведение обстоятельствами, а чужое поведение личностными особенностями. Электорату Зеленского неприятно думать, что они ошиблись насчет "хуже не будет", поэтому они выдумывают подтверждение, что было, дескать, хуже. Им неприятно подумать, что без Минска войска РФ пошли бы дальше, поэтому они выдумывают зраду. Им лень разбираться, почему и как при Порошенко закупали уголь из ОРДЛО, поэтому они объясняют это тем, что он "барыга". Им лень разбираться в сортах угля или в том, что бизнес-партнером Григоришина мог быть Мертвечук, лоббирующей его фирму-прокладку, а не Порошенко, при котором никакого Григоришина в контракте в итоге не было. Но кино снято, и "осадочек остался".

В политике эта проблема - экономия мышления ради самомнения - усугубляется тем, что искать-то компромат на "виновника всех бед" особо не нужно. Его выдумывают оппоненты или хайпующие медиакиллеры, причем вкладывают кучу финансовых и административных ресурсов в продакшн. Вот вам "раздобытые" и заботливо нарезанные пленки. Вот вам тщательно подобранные объяснения ведущего, чтобы не пришлось верить исключительно Мертвечуку (неприятно же, да?) Вот вам антураж: волки, замки, сталинское метро и т.д. Надо отдать должное, сделали качественное кино, которое посмотрели миллионы зрителей, а еще больше просто прочитали заголовки в коломойских СМИ. Порошенко же в ответ дал интервью, где он целый час просто сидит на стуле и разговаривает. Причем, про пленки начинает где-то с середины. Сколько человек досмотрели до этого момента? Да и вообще, сколько посмотрели, увидев заголовок: "Кто стоит за пленками Медведчука"? Никакой интриги. В политике, и тем более, в психологической войне мало быть правым, надо быть убедительным. И не жалеть на это ресурсов.


boris.zeitlin
Boris Zeitlin

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації