«Бандера прийде — порядок наведе»

Поиск лидеров и кумиров — естественная черта человеческой натуры. С лидером можно связывать надежды, переложить на лидера ответственность сложных решений или просто верить, полагаясь на иррациональные доводы.

Подобное мы наблюдаем уже третий день в связи с возвращением в Украину Надежды Савченко. Некоторые люди её чуть ли не боготворят, проча ей президентское или, как минимум, министерское кресло. Некоторые, впрочем, с таким же остервенением ненавидят, плодя неэтичные высказывания и фото, распространяя фейковые истории про её пленение. Создаётся культ, как перед тем создавались культы Парасюка, Семенченко и т.д. Правда, Парасюк и Семенченко сами поощряли создание ореола геройства вокруг себя, в то время, как Надежда Савченко попала в трагические обстоятельства.

Вообще, с лидерскими культами надо быть осторожнее. Мало того, что культ позволяет меньше делать самому, а полагаться на лидера. Из подобных лидеров часто вырастали настоящие монстры. Культы вызревают чаще всего медленно и незаметно для большинства. Посмотрите на нашего агрессивного соседа. Кто мог подумать, что после Москвы 1991 и 1993 годов появится Москва 2016, в которой даже многие последовательные критики Путина признают в нём безальтернативного национального лидера.

И именно безальтернативность приводит к культу. С подобной безальтернативностью столкнулись харьковчане, переизбрав городским головой преступно непредсказуемого и опасного человека. Именно безальтернативность пытаются создать люди с риторикой «а кто, если не он?» в отношении президента, в категоричной форме навязывая мнение о его безошибочности как во внешней, так и во внутренней политике.

И что самое удивительное, те же люди презирают культ Путина, созданный в РФ, презирая и тролля россиян. Высмеивая лозунг «Я верю Путину!» те же люди запускают флешмобы «Я підтримую Президента Порошенко!», тысячами репостов навязывая веру вместо дискуссии и аргументов.

Единственное, что пока успокаивает — разнородность украинского общества и невозможность сегодня его объединения вокруг одной личности. Кто-то занят поиском новых лидеров, идеальных героев или просто незапятнанных специалистов. Кто-то идеализирует Тимошенко, Ляшко или Садового. Кто-то остаётся непробиваемым скептиком.

Именно разнородность и наша беда и наше счастье. Беда в том, что КПД украинских «трёх гетьманов» очень сомнительное. А счастье в том, что эта разнородность и сохраняет ту любовь к свободе, которой так знаменита украинская нация. Будем надеяться что и впредь украинцы будут предпочитать волелюбие и народные вече стройным рядам зомбированных единомышленников.

Главное — поменьше культов и экзальтированных восторгов. Иначе, сами того не заметив, мы превратимся в тех, кого сегодня презираем. И тогда нас станут презирать те, на чьё уважение мы надеемся.