Еще раз встречались с Министром Инфраструктуры Владимиром Омеляном.
Как всегда, дабы не плодить одинаковых отчетов, я буду писать о том, что спрашивал и о том, что зацепило из рассказаного министром.



Надо отметить, что в этот раз мы поставили абсолютный рекорд — обычно нас обливают говном после написания отчетов, а в этот раз облили заранее. Впрочем, без оглядки на явную неадекватность многих критиканов, реагирующих на посещение блогерами чиновников как шизофреники на падение давления, в этот раз министр сам вызвал внезапное падение давления, сперва написав прост про атакующих его платных блогеров (от 2000грн за плохонького), и тут же пригласив блогеров в гости. Очевидно, что от такого контраста и так изношенные сфинтеры у многих не выдержали и гавно залило весь интернет. Впрочем, ему не привыкать :)

Ладно, то было лирическое вступление, а теперь — собственно, о чем хотелось бы рассказать.

Омелян в этот раз был совсем другой. Я бы сказал — Омелян-победитель, он мне даже показался выше ростом.
Но тему Укрзалізниці я не сильно хочу трогать — думаю, ее раскроют остальные участники, а моё мнение — говорить рано.
А еще я боюсь, что мало что поменятся в УЗ, пока тот, с кого Премьер спрашивает за ее работу, т.е министр, не будет иметь полномочия уволить или назначить ее главу. А пока 1) Премьер будет назначать голову УЗ, а спрашивать с Омеляна и 2) Глава УЗ будет иметь принципиальные расхождения с министром, ничего не будет. Про 1) понимают все, кто когда-либо имел дела с подчиненностью, про 2) можете вспомнить — пока в стране Президент и Премьер не начали работать в одной упряжке — была херня. Так и тут — будут топтаться на месте и виноват в этом — Гройсман, который, как и Порошенко склонен всем рулить сам, через своих людей. Без нормально выстроенной схемы подчиненности и полномочий, ответственности и отчетности ничего не работает, как не едет машина с неправильно установленными шестеренками в коробке передач. И вот еще просьба — не пишите мне о эффективном менеджере Бальчуне, принявшем УЗ с сохой, а оставшим с ядерной бомбой и уничтожившим при этом 15% населения с убытками, а оставившим с прибылью, «просто» подняв на 15% тарифы.


Вот, снова целый абзац на то, о чем совсем не хотел писать, ну да ладно.
Перед появлением министра нам раздали презентации "Drive Ukraine 2030" и у нас было время их изучить. Нас попросили не разглашать содержимое, поэтому можете считать, что вам повезло — уровень моего ахерения по мере чтения просто зашкаливал. И от того как это все сверстано, и от того, куда мы хотим идти и чего хотим достигнуть аж к далекому 30-му. На месте министра я бы серьезно пересмотрел компетенции людей, которые ему это подготовили. Впрочем, голосом министр обьяснил, что это типа если учитывать текущую скорость реформ, все можеть быть намного быстрее и всё такое. Но разговоры разговорами, а защищать в Кабмине Омелян будет именно эту презентацию.

Что запомнилось из рассказанного министром.

Его методы, которые он видит — это притизация, инвестиции и страхование.

Мощное развитие авиации — 50 аэропортов, из которых до 5 международных, доступность от любой точки до а/п не более часа.

Развитие ж/д и переход на европейскую колею (привет московинам). Если хотим поезда более 200 км/ч, то надо для них строить отдельные линии. Сюрприз для наших полуграмотных северных соседей — в нормальных странах грузы и пассажиры ездят по отдельным колеям. Поэтому никакого перехода на евроколею не будет, но новые пути для скоростных пассажирских поездов логично строить под евроколею. Все материалы — шпалы, рельсы, столбы, провода, заборы будут изготовляться в Украине, что еще раз подстегнет экономику. В качестве составов будут закупаться украинские Тарпаны, причем планируется выделить для этого 100 млн из отобранных у Януковича. Время в пути Киев-Одесса планируется 2 часа. А вот замена состава пригородных электричек планируется на б/у составы из Германии. Луганского завода больше нет и изготавливать их нам пока негде. Чинить и модернизировать там уже нечего — они устарели морально. Как я понял, то же касается и замены вагонов обычных поездов.

Развитие речного транспорта — себестоимость ниже в разы от ж/д и авто.

Развитие электротранспорта. Не менее 50% городского пастранса — электро. Уже сейчас закупаются комбинированные троллейбусы, которые могут проехать до 15 км без проводов, что, например, позволит использовать их в центрах городов не уродуя его проводами. Строительство минимум двух заводов по выпуску электромобилей. Полное освобождение от любых платежей и налогов ввоза электромобилей — на 5 лет, запчастей к ним — на 10 лет, производства — на 15 лет.

Дальше мы пойдем по моей любимой теме — автодороги и организация дорожного движения. И тут есть над чем погрустить.
На первый взгляд всё красиво. Планируется 10 концессионных автобанов, создан Фонд гарантированного финансирования дорог — 100 млрд. первый год, 50 млрд — каждый последующий. Сейчас 50% недофинансирование (тут я не понял — ведь у нас там уже заработано в бюджете больше плана на бешеные миллиарды?). Местные дороги будут переводить на соответствующий местный уровень. С одной стороны — правильно. С другой стороны все, кто едет по местным дорогам будут зависеть от того, кого выбрали местные граждане. С третьей стороны — а чего там неместному вообще ехать? На существующих дорогах будет вместе с ремонтом внедряться система нулевой смертности — оборудованные переходы, отбойники, клумбы с круговым движением при въезде в населенный пункт и так далее. С перспективой перейти в городах на 50 км/ч.

Собственно, свой большой вопрос к министру я начал именно с этого. Клумбы при въезде, скорость 50 км/ч это все хорошо. Но мы же просто станем в пробках. Почему в Европе в больших городах 50 км/ч (30 км/ч поправил меня министр, да хоть 20, подумал я — да, в Европах и такое есть, во-первых у нас часто выдают эти знаки на месте выезда на то, что там везде так, во-вторых непринципиально и вот почему) так вот почему? Потому что, это скорость в спальных районах (у них это что-то типа Печерска или Липок) — много домов, узкие улочки. Там и не надо ехать быстрее. Но через 10 минут ты выскакиваешь на автобан, проезжаешь по нему до другого конца города и снова 10 минут едешь 50 км/ч. Не напрягает вообще. А вот ехать 50 км/ч по проспекту Победы — как-то глупо. Поэтому надо или привести дороги в городе к европейской схеме, или придумать что-то иное. У нас ведь как — по стандартам 60-х годов прошлого века у дорожников на всё два ответа — поставить ограничение скорости или светофор. Хорошо за 23 года с приоритетом на круговом движении разобрались. Омелян грустно прокомментировал, что я первый, который понимает, почему это правильно. Я бы тех профильных «специалистов», кто не понимает, увольнял бы нахер. У нас в Киеве процентов 40 светофоров можно смело заменять на «клумбы», экономя на светофорах. А у нас вместо этого на широких магистралях ставят дроссельные светофоры. Знаете что это? В Европе тоже не знают уже — это чтобы много машин не приезжало на развязку, мы не развязку продумаем, мы светофор поставим с псевдопереходом от одного забора к другому. Министр возразил, было, что развязки переделывать дорого, а вот проспект Победы хорошо же сделали, да? Пришлось грустно сказать, что на проспекте асфальт уложен нормально, да а все остальное — снова 60-е года. Ни нормальных полос разгона, ничего другого... А развязки... многие чтобы переделать нужно просто мозги приложить, а денег — минимум. Взять хоть убогую идею развязки на метро Позняки — хотя есть европейские схемы, позволившие сделать дешевле и лучше, да еще и парковку для автобусов организовать. Тут министр не выдержал и отправил меня к Кличко — мол все что в городе — не его. Пришлось ему напомнить, кто разрабатывает стандарты и сопутствующие документы. Омелян печально вздохнул и обещал посмотреть.



Честно говоря грустно. Авиа, ж/д — это всё нужно и никто не отрицает. Но автодороги — это то что уже делают и надо только добавить немного мозгов, чтобы сделать хорошо и потом не переделывать. Понаставить въездных клумб и знаков (30) много ума не надо. Только вот смысла ровно ноль — как ни ставь камер, народ будет просто нарушать, сбивать камеры и так далее — потому что ехать надо. Потому что работает только совокупность условий — как ни прислоняй картину картину к стене, если не забил гвоздь — висеть не будет. Тупое понижение скорости — это карго-культ какой-то. Не говоря уже о том, что в ЕС нет «синих» и «белых» населенок, а согласно ПДД скорость до общегородской по стране надо понижать в зоне действия знака «Плотная застройка». Да, можно ехать 50 км/ч по городу не напрягаясь вообще — если для этого есть зеленая волна как в Барселоне, или вместо светофоров — круговое движение. Если ты почти не тормозишь, то и при 50 км/ч ты за полчаса проедешь 25 км — вполне нормально. И не все надо брать из Европы. Можно посмотреть, кк это сделано в Израиле, где почти нет поворотов налево на зеленый для встречки и поворот направо почти всегда выделеной полосой и без светофора. Давайте вспомним, что во многих странах поворот налево делается из правого ряда (для попутных и встречных — красный, пешеходы идут на переходе за перекрестком) — есть куча современных идей — не можете придумать своего, берите их. А светофоры и развязки лист клевера — с этим наследием ничего нового мы не построим, увы.