Без согласованной позиции США и РФ по Донбассу не будет на Востоке Украины ни миротворцев, ни мира, ни восстановления территориальной целостности

Миротворцы на Донбассе — украинский контекст

Власть в вопросе введения миротворцев на Донбасс, начиная с 2014 г. была очень пассивной относительно продвижения на международном уровне концепции введения миротворцев на неподконтрольную территорию. Думаю, что еще многие помнят, как в 2016 г. Президент Украины сделал категоричное заявление, что никаких миротворцев на Донбассе не будет. Почему-то власть воспринимала миротворцев исключительно из опыта стран СНГ, где были размещены совсем другие контингенты, и в которых нарушался главный принцип миротворческой миссии ООН — принцип беспристрастности, т. е. участники конфликта не могут делегировать своих представителей в миссию ООН, иначе возникает дефицит дверия к такой миссии, поскольку она не равноудалена от проивоборствующих сторон.

Власть даже упустила колоссальный шанс инициировать вопрос миротворцев на Совбезе ООН, когда Украина была представлена на этой площадке высокой дипломатии в 2016-2017 гг. Не смотря на все заявления представителей Администрации Президента о том, что Украина передавала какой-то проект резолюции по миротворцам, детального обсуждения по нему не было в публичной плоскости, информационных сливов в виде самого документа также не было, и более того, если по словам власти они распространяли в ООН разработанный проект в 2017 г., то зачем тогда был такой информационный бум во время Мюнхена 2018 г. относительно так называемого «плана Расмуссена»? (г-н Расмуссен — Советник Президента, ранее - Генеральный Секретарь НАТО). Как всегда — блеф властей, в котором просматривается только желание перехватить эту тематику в свою пользу. Ведь, давайте не забывать, что первыми из состава внешних игроков публично о миротворцах на Донбассе начали говорить Штаты, непосредственно эту идею начал активно продвигать г-н Волкер после своего назначения. Именно Штаты дали понять украинским властям, что они рассматривают миротворцев в качестве механизма по восстановлению территориальной целостности. И только после инициативности Вашингтона, Киев начал публично хоть что-то продвигать в этом направлении. Сейчас же власть периодически пудрит мозги электорату, что чуть ли не 40 стран уже готовы участвовать в миротворческой миссии на Донбассе. И обратите внимание, это при том , что пока вообще нет ясности относительно количества миссии, мандата (военная и социально-экономическая администарция), не обман ли очередной?

Если же нынешняя власть поменяется, то интересно проследить, что ожидать хотя бы теоретически от нынешних активных участников предвыборных гонок: «Батькивщины», Гражданской позиции г-на Гриценка, Основы Сергея Таруты и Аграрной партии.

У «Батькивщины» отсутствует конкретный план по миротворцам, а только урывчатые предложения восстановить Будапештский формат и начать переговоры по миротворцам. Полноценного видения концепции миротворческого контингента у этой партии нет. Более того за громкими лозунгами с программы скрываются очень большие профессиональные неточности. Например, «План Победы» белосердечных подразумевает «противодействие РФ в международных организациях и судах», а также «вступление Украины в НАТО». Т.е. неуверенные заявления по миротворцам вообще не сочетаются со вступлением нашей страны в НАТО. Миротворцы ООН могут появится на Донбассе только после того, как Совбез ООН за это проголосует, здесь же у России право вето. Теперь, вдумайтесь, в идеале, миротворцы ООН восстановят территориальную целостность Украины, и по логике этой политсилы Киев начнет претендовать на членство в НАТО? В таком случае, никогда Москва не одобрит и не пойдет на компромисс с Вашингтоном, чтобы потом после этого Киев как-то интегрировался в НАТО. Очевидно, что у этой партии нет стратегии, а только набор лозунгов, больше рассчитанный на электорат и выборы, нежели на профессиональную дискусия и критику.

Гражданская позиция г-на Гриценка очень поверхностно представила свою концепцию миротворцев. То, что удалось отследить в СМИ — это то, что у них есть понимание, что миротворческий контингент должен состоять из двух частей. Первая часть — это военная составная в количестве 30-40 тыс. персонала, и вторая часть — это гражданская миссия в размере 5-6 тыс. по миротворцам и мирному плану для Донбасса. Оптимизма добавляет, что у этой политсилы меньше популизма, чем у «Батькивщины», поскольку в программе этой партии хотя бы нет положения о членстве Украины в НАТО, соотвестсвенно, если появится публично полноценная концепция миротворцев от этой партии, то она хотя бы не будет закладывать потенциальных мин в переговорах в различных форматах с российской стороны.

Основа Сергея Таруты. Сам Тарута, еще будучи губернатором Донецкой области (2014 г.) одним из первых говорил о необходимости введения миротворческого контингента, затем как показывают факты, его команде удалось проделать определенную работу с экспертами, и с 2017 г. он стабильно говорит стратегическими категориями по миротворцам, и даже на Мюнхенской конференции 2017 г. он первым от украинской стороны (в широком смысле) начал распространять проект миротворцев на Донбассе, опередив даже план власти — план Расмуссена 2018 г. Сегодня же его партия подхватила эти наработки, и теперь называется у них план по миротворцам «3 основы», который на данный момент более конкретный с точки зрения наполнения и мандата, нежели у вышеупомянутых партий, а также их позиция Основы о внеблоковости страны придают конкурентности их проекту по миротворцам. Миротворческая миссия, в понимании г-на Таруты должна состоять из двух частей: Международной временной администрации (МВА) и непосредственно миротворцами. МВА «осуществляет социально-экономическое управление этими территориями в течение согласованного переходного периода (2-3 года), и получает с помощью миротворческого контингента ООН контроль над ныне неконтролируемыми территориями Донбасса на основе поэтапного подхода (сначала контроль над линией разграничения, и в конце – над участком сейчас неконтролируемой российско-украинской границы)». А миротворцы ООН, в свою очередь, обеспечивают безопасность на линии разграничения, затем на всей временно неконтролируемой территории и наконец на ныне неконтролируемом участке российско-украинской границы.

Аграрная партия Украины она достаточно сдержана на тематику НАТО, миротворцев и т. д., конечно же они больше продвигают экономические концепции. Хотя ситуация так обстоит на сегодняшний момент, может со временем мы увидим и что-то более конкретное от этой политической силы. Мы можем, в общем констатировать только то, что эта партия считает миротворческий контингент механизмом для «возвращения оккупированных территорий и обеспечение мира на украинской земле». Концептуально восприятие правильное, а доработка их позиции — это дело их самих.

Однако, ради объективности, стоит добавить очень немаловажный момент, что все же легитимность миротворцев на территории неподконтрольного Донбасса зависит не столько от Украины, хоть Киев и должен быть в разы активным по данному вопросу, а больше всего от компромиссов на глобальном уровне, прежде всего от компромисса между Вашингтоном и Москвой, потому что у них и у их союзников есть право вето в Совбезе ООН.



США и РФ далеки от компромисса

Штаты, после активизации г-на Волкера, рассматривают миротворцев в качестве механизма восстановления территориальной целостности Украины и как предусловие выполнения Минских соглашений. У Москвы, например, двоякая позиция они, с одной стороны, и это позиция президента, не против миротворцев на всей территории неподконтрольного Донбасса, а, с другой, эту позицию продвигает глава МИД РФ, они готовы только поддержать охранную функцию миротворцев для наблюдателей от ОБСЕ. Обмен позициями по линии «Волкер-Сурков» не закончились каким-то внятным финальным результатом.

Такое положение дел не способствует тому, чтобы о миротворцах на Донбассе всерьез начали процедуру в Совбезе ООН, и что мировое сообщество наконец определилось с судьбой миссий в этом регионе. Ситуацию ухудшает и то, что США и Россия очень далеки сейчас от того, чтобы идти на встречу друг к другу в ближайшие годы. Штаты увеличивают санкционное давление в надежде поменять политику Москвы, но Россия пока не собирается сдаваться. Чем больше противоречий, чем больше санкций в адрес Москвы, тем менее она сговорчивой, она будет по вопросу мироторцев, и, даже более, может усугублять и так очень тяжелую ситуацию на Донбассе. Так было всегда, экономика России могла быть на нуле, но военные акции на постсоветском пространстве всегда проводила. Повторюсь, даже во вред собственной экономике, сегодня логика и стратегия Москвы не меняется. Поэтому, сегодня Донбасс стал заложником противоречий и столкновений интересов США и России. Не все зависит от Украины, но мобилизация работы по миротворцам — это задача властей Украины. Надо свою работу делать правильно, и дальше уже искать другие механизмы продвижения собственных интересов.


Специально для «Українські національні новини» (УНН)