Досить часто в медіа є посилання на ООН Комітет по ліквідації расової дискримінації (17 серпня 2006 року) щодо необхідності визнання русинів як національності. Особливо люблять поспекулювати в російських пропагандистських медіа.

Тому давайте розберемося «де? що? і чому?» для зменшення спекуляцій та фейків. В цій статті будуть посилання на сайт ООН і будуть цитати на російській мові, аналогічні також є на інших офіційних мовах ООН: англійській, французькій та іспанській.

Щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності


Документи:

#1 11 августа 2006 года КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1776-м ЗАСЕДАНИИ КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1776-м ЗАСЕДАНИИ

#2 14 августа 2006 года КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1777-м ЗАСЕДАНИИ КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1777-м ЗАСЕДАНИИ

#3 17 августа 2006 года Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации

#4 27 августа 2007 года Информация, представленная правительством Украины об осуществлении заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации


Щодо пункту #2 тут вживається наступне:

«К сожалению, в ходе переписи населения была неправильно указана национальная принадлежность ряда респондентов, о чем они заявили впоследствии, или не были учтены некоторые группы, такие, как русины, которые не являются официально признанными национальными меньшинствами. Русины сами провели перепись населения в Закарпатье, в ходе которой выяснилось, что их численность составляет более 60 000 человек. ... Выражались также сомнения по поводу того, применимы ли положения Конвенции к их ситуации, несмотря на утвердительный ответ Омбудсмена.

Але в даному випадку це просто коментар одного із учасників цього процесу. Наприклад з документу #1 можна прочитати коментар представника РФ Алексея Антономова:

«Кроме того, он хотел бы получить более полную информацию об отношении государства-участника к использованию русского языка, зная о том, что в некоторых городах, таких, как Харьков и Одесса, русский язык можно признать региональным языком, поскольку им пользуются большое число лиц, не обязательно принадлежащих к тому же к русскоязычному меньшинству.

Тому вживання #2 можемо пропустити, воно означає, що хтось з учасників отримав інформації щодо русин від медіа або від громадських організацій тощо і підняв таку тему. В даному випадку це звичайна практика обговорень.


Набагато цікавішим є документ #3 де вказано наступне:

«Комитет обеспокоен отсутствием официального признания меньшинства русинов, несмотря на его явные этнические особенности.

Комитет рекомендует государству-участнику рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства.»

Щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності.

Відповідь представника України на рекомендацію знаходиться в документі #4, цитую повністю:

«114. Согласно статье 11 Конституции Украины государство оказывает содействие консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

115. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 92 Конституции, исключительно законами Украины определяются права коренных народов и национальных меньшинств. Согласно статье 11 Закона Украины » О национальных меньшинствах в Украине “ , граждане Украины имеют право свободно избирать и восстанавливать национальность. То есть установление этнической принадлежности человека является личным делом гражданина Украины. В соответствии с нормами международного права, а также законодательства Украины каждому лицу предоставлено право на национальную самоидентификацию. В Украине не существует нормативно-правового акта, который содержал бы официальный перечень национальностей, признанных в Украине.

116. Статья 3 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств гарантирует любому лицу , принадлежаще му к национальному меньшинству, право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться таковым, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, не должны ущемлять данное лицо . Это не включает право индивида произвольно выбирать свою принадлежность к национальному меньшинству. Субъективный выбор индивида неразрывно связан с объективными критериями, которые касаются идентичности этого лица. Это означает, что нации рождаются в результате продолжительного исторического процесса — создания нации, а не по решению органов государственной власти или местного самоуправления.

117. Украинское государство никогда не возражало против существования в Закарпатье этнической общности, называющей себя » русын “. Более того, в понимании этногенеза и самосознания большинства украинского общества понятие » русыны " и " украинцы " традиционно воспринимаются как синонимы. Среди отечественных специалистов в области истории, этнологии и лингвистики доминирует позиция, согласно которой автохтонное восточнославянское население — русыны является субэтносом украинской нации. Это — украинцы по национальности, которые являются этнографической группой, проживающей на западных территориях Украины, в основном на территории Закарпатья, и имеют определенные отличия в культуре, традициях и обычаях.

118. Как свидетельствуют научные высказывания Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса Национальной академии наук Украины, по всем этнографическим и лингвистическим признакам русыны являются органической составной украинской нации, то есть ее субэтносом.

119. В соответствии с действующим законодательством в Закарпатской области функционирует пять национально-культурных товариществ русынской культуры, которые проводят культурно-просветительские мероприятия, направленные на сохранение и развитие традиций, обычаев и этнографических особенностей русынов-украинцев.

120. Процесс формирования нового государства, нового общества прежде всего должен опираться на идею единения, которая бы консолидировала общество, стала бы фундаментом его стабилизации, и очевидно, что в полиэтническом государстве, каковым является Украина, эта идея должна восприниматься всеми ее гражданами, независимо от их этнических особенностей.

121. Консолидация — это основный фактор стабильности любой нации и институтов, которые создаются для обеспечения ее жизнедеятельности.

122. Национальное законодательство Украины и международные правовые акты не предусматривают процедуры принятия решения относительно признания национальности или принадлежности или не принадлежности к какому бы то ни было национальному меньшинству отдельных категорий лиц."

Ще раз нагадаю, що щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності. Можливо в подальшому напишу про окремі спекуляції щодо цих рекомендацій Комітету.


P.S. Нумерація статтей вжита взагальному і не означає наявності спростування фейків у статті чи їх кількості, а є виключно для нумерації статтей із певною тематикою і відповідно може містити часом тільки перелік фактів, на які потім можна зручно посилатися в інших статтях.

P.S. P.S. Для уникнення певних спекуляцій було вказано, що в участі комітету брав представник РФ в ООН Алексей Антономов. На жаль, мені не відома вся специфіка роботи Комітету і як саме включаються певні пункти в рекомендації, хто озвучив питання і так далі, тому стверджувати, що це зробив Алексей Антономов із офіційних документів комітету не можу. Але єдине, що можу сказати, це те, що у будь-якому випадку Комітет таке питання у якомусь вигляді повинен би був колись розглянути. Також зауважу, що рекомендація це не зобов'язання як це часто подають російські пропагандистські медіа.