На днях в СМИ появилось обнадеживающее сообщение. Ну, по крайней мере, для тех, кто интересуется вопросами логистики, дорожного строительства и таких вот глупостей всяких. Так вот. Зеленский заявил, что закон о концессиях скоро примут. Это – реально ОК новость. Сейчас объясню, почему.

Если читающий не в курсе: концессия – это сотрудничество между государством и бизнесом. Обычно это – государственный проект, осуществляемый за частный счет. Есть много разных концессионных схем. По факту – это как с международной доставкой или фрахтом. То есть существуют разные типы соглашений. В целом их можно разделить по следующим критериям: частник владеет/только пользуется объектом концессии, и частник передает/не передает государству объект. Не буду усложнять изложение перечнем аббревиатур. Это тут ни к чему. И такое долгое вступление чисто для понимания того, о чем речь пойдет дальше.

Конечно, о частных дорогах. Дорожная концессия – одна из самых денежных, да и известных обывателю в мире сфер сотрудничества государства и бизнеса. И это выгодно для обоих сторон. Почему? Да очевидные причины: государство экономит деньги, а бизнес их получает. Плюс – репутационные плюсы: у государства в итоге качественный инфраструктурный объект, у бизнеса – большой реализованный проект в пассиве. Примеров тонны, тоже не буду усложнять: и США, и Европа, и Азия (да-да, Турция, к примеру) – очень много концессий именно в транспорте, дорожном строительстве, сооружении аэропортов и взлетных полос.

Собственно – к нашим баранам. Проект закона «О концессиях» давно есть и принят в 1 чтении. Но в нем хватает очень стремных траблов. Вы прекрасно понимаете, что такое украинские реалии и как в наших условиях можно кинуть на деньги. Причем как государство – так и бизнес. И эти риски в законе тоже содержатся.

Например – по данному законопроекту очень легко забрать для концессии землю. Мне не очень понятно, зачем нужно было упрощение этой процедуры сейчас. Ведущие концессионные проекты – это существующие дороги (если вести речь об Украине), то есть там и не требуется выделение новых земель. Для чего? Запуск новых автодорог? А есть уже готовые проекты с подобным землеотводом? Вот будут – тогда и конкретно способствовать на уровне КМУ, допустим. А сейчас – зачем прописывать в законе готовую схему для отжима земли? Регистрируешь фиктивного концессионера и бегаешь по упрощенной процедуре регистрировать для себя землю. Туда же и еще один минус проекта – там нет реальной ответственности концессионеров. Отжал землю, не ведешь работы – ну, пусть государство идет в суд. А в наших реалиях это – годы, за это время там появится что-то вообще левое и уже ничего постфактум не сделаешь.

Еще одна интересная фишка – это указание на то, что конкурсная основа не обязательна для заключения договора концессии. Можно якобы вести какие-то «прямые переговоры». То есть условное Министерство или любой другой орган центральной власти в лице министра или главы может найти любого нужного концессионера сам и договориться без особого внимания со стороны СМИ и активистов. Это, конечно, сразу нет. Так концессионерами сплошь станут «свои» люди. С соответствующим качеством работ.

Концессия в Украине однозначно нужна. Качество дорожного строительства на абсолютном дне. Вытащить его оттуда что может? Только деньги. Это могут быть либо государственные, либо частные, либо иностранные деньги. Инвесторы во вложении в страну с нулевой культурой капитала не заинтересованы. Государство и так еле находит деньги на нужные проекты, а что такое украинский ямочный ремонт – мы все хорошо знаем. А вот бизнес может на этом заработать. Чем быстрее закон примется – тем лучше. Убрать все перечисленные бока из него – дело 10-15 правок и, соответственно, 10-15 минут на заседании. Давайте, монобольшинство Слуги Народа – ждем.