Давно хотела делиться мыслями на любимую железнодорожную тематику. Все же 11 лет уже опыта по этой теме в самых разных странах мира и на удаленке в частности. Так вот. Новости от нашего главного железнодорожного предприятия время от времени наталкивают на умные мысли. Например. 19 июня УЗ рапортовала о встрече с предприятиями-грузоотправителями. И там обсуждалась проблема частого простоя вагонов. Грузовых, естественно. В связи с чем УЗ предлагает повысить плату за несвоевременный возврат вагонов.

Но эта проблема многогранна. В частях простоях вагонов виновата не только низкая плата. Часто предприятия попросту не справляются с учётом вагонного парка и тупо не успевают вовремя координировать действия бригад. Как следствие — простои, неустойки, иногда и порча груза.

Со стороны предприятий такая проблема решается довольно просто. Существуют продукты, помогающие автоматически вести учет вагонного парка. Так вот, к чему я веду и почему такое пространное вступление. К сожалению, такие программные продукты в Украине никому не нужны.

Такого рода продукт создан, например,

в Днепровском университете железнодорожного транспорта, известном как ДИИТ. Это — автоматизированная система, созданная для пассажирских вагонов, но суть не в этом. Данный продукт, как указывает сам ДИИТ на сайте (http://ndch.diit.edu.ua/ua/innovative/avtomatizirovannaya-informatsionnaya-sistema-dlya-upravleniya-ekspluatatsiey-i-remontom-passazhirski.html), ориентировочно стоит 50 тысяч баксов. Для целостной автоматизированной системы это копейки. Она способна изучать состояние парка, готовить план ремонтов, в общем, многофункциональный продукт. Аналогичные коммерческие системы на международных рынках могут достигать стоимости в 500 и более тысяч долларов.

Но вот тут и кроется двойственный подход УЗ. Даже сам госмонополист не использует такую систему. Она лишь бесконечно тестируется на ЮЗЖД без какого-либо срока полноценного запуска. Тогда как работа такой системы экономила бы гораздо большие своей стоимости суммы благодаря планированию тех же элементарных ремонтных работ. Но нет. Неинтересно.

Как в таком случае требовать подобного от частных предприятий? И тем более пенять на некачественный учёт вагонного парка, когда и сам грешишь тем же? Тем более что в вопросе эффективности УЗ, на которую как раз жалуются и пассажиры, и грузоотправители в лице бизнеса это многое бы исправило. Исчезли бы скандалы с ждущими прохода вагонами, которые могут до недели не двигаться с места из-за халатности сотрудников УЗ. Конечно, это бы положительно повлияло на состояние вагонного парка. И грузового, и пассажирского. Поскольку некоторые вагоны, предоставляемые монополистом, иногда можно просто руками насквозь пробивать. Неужели внедрение такой системы слишком уж сложно?