Сергей Королев и Валентин Глушко

Чтобы полететь в космос, нужна ракета.

О космосе мечтали многие. Многие делали ракеты. Но главными, кто открыл землянам дорогу в космос, распахнул дверь в «небесной тверди», стали немец Вернер фон Браун (Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun) из прусских аристократов, из Вирзица (теперь это польский Вижиск) и украинец Сергей Королев из Житомира, из семьи учителя из Беларуси и дочки нежинского купца, а его дедом по материнской линии был козак Матвей Фурса. В своей анкете в Киевском политехническом институте Сергей Королев в графе «национальность» написал – «украинец».

Если Браун с детства увлекался космосом и состоял в немецкой Ассоциации космической навигации (Verein für Raumschiffahrt, основана в 1927 году), то Королев мечтал о небе, учился на авиационного инженера и строил планеры.

Вернер фон Браун

В остальном их судьба была похожей. Они оба сначала вынуждены были разрабатывать и строить военные ракеты (Королев чуть позже и на основе трофейной Фау-2 Брауна). Оба прошли через репрессии – Браун, правда, отделался легким испугом, а Королев был искалечен НКВДистами, сидел в тюрьме, работал в «шаражке» как инженер-арестант.

Вернер фон Браун весной 1944 года поссорился с Гитлером, был арестован Гестапо и обвинен в государственной измене, подрыве обороноспособности и подготовке побега в Англию. Заступничество Шпеера и других «архитекторов рейха» помогло освободиться. А в 1945-м году, спрятав техническую документацию по ракетам в горах Гарц, с группой инженеров-ракетчиков Браун сдался американцам.

Сергея Королева гэбня арестовала 27 июня 1938 года и сталинский «суд» дал украинцу 10 лет концлагерей. За Королева хлопотали летчики Громов и Гризодубва, авиаконструктор Туполев. В сентябре 1940-го года из тюрьмы Королева переводят работать инженером-арестантом к такому же «зеку» Туполеву в «шаражку» НКВД – ЦКБ-29.

Позже Королева «забирает» в Казань «зек»-инженер Валентин Глушко, сидящий 8 лет, специалист по ракетным двигателям. 27 июля 1944 года Сергей Королев был освобожден.

Вернер фон Браун в США руководил разработкой межконтинентальной баллистической ракеты «Юпитер-С», спутника «Эксплорер». Под его руководством были созданы ракеты «Сатурн» и космический корабль «Аполлон». 20 июля 1969 года командир «Аполлона-11» Нил Армстронг (Neil Alden Armstrong) ступил на поверхность Луны. Браун разрабатывал лунные станции, но эти проекты не были реализованы – закончилась космическая гонка. Умер великий ракетчик 16 июня 1977 года в США.

А первым запустил искусственный спутник Земли и первого космонавта в истории кто? Правильно, ракетостроитель украинец Сергей Королев на ракетных двигателях украинца Валентина Глушко. Не знаю, говорил ли Королев перед полетом Гагарину: «Синку, головне, як полетиш, нічого в кабіні не чіпай. Білка і Стрілка не чіпали, от і ти не чіпай». В официальной совковой истории остались такие наставления Королева Гагарину: «Я хочу просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет. Поэтому не волнуйся». Однако в любом случае Гагарин был всего лишь статистом в космической машинерии украинских гениев.

Сергей Королев разрабатывал военные ракеты серии «Р», а его баллистическая межконтинентальная ракета «Р-7» стала основой для космических ракет. Королев запускал корабли «Восток» и «Восход», зонды «Луна», «Венера», «Марс», спроектировал космический корабль «Союз».

Умер великий украинец 14 января 1966 года.

Дочь Сергея Королева, Наталья Сергеевна, вспоминает: «Само слово Украина произносили в нашей семье трепетно, с большой любовью. Детство мой отец провел в Нежине, родился он в Житомире, жил в Киеве, в Одессе. Первые 24 года, почти половину своего жизненного пути, отец провел в Украине. Он очень ее любил. Любил украинские песни, украинский язык. Это точно. „Дивлюсь я на небо“, „Реве та стогне Дніпр широкий“ – любимые песни бабушки и отца».

Песня «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю…» стала одним из побуждений, которые привели будущего основоположника практической мировой космонавтики к космосу. Когда Королев запустил ракету с первым украинским космонавтом Павлом Поповичем, тот спел из космоса для главного конструктора его любимую песню «Дивлюсь я на небо…».

Валентин Глушко

Великий украинец Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908 года в Одессе. Это выдающийся украинский (ну и советский) инженер, ученый в области ракетно-космической техники, основоположник жидкостного ракетного двигателестроения в СССР, академик АН УССР (1958) и АН СССР. Создатель многоразового ракетно-космического комплекса «Буран». В 1994 году его имя получил кратер на видимой стороне Луны. Также в его честь назван астероид 6357 «Глушко».

Сначала, будучи инженером-арестантом, Глушко делал ракетные ускорители для самолетов. Потом двигатели для ракет.

Неполный перечень реактивных двигателей Валентина Глушко – РД-107 и РД-108 для ракеты-носителя «Восток», РД-119 и РД-253 для ракеты-носителя «Протон», РД-301, РД-170 для «Энергии». РД-170 – самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире – только теперь в своих экспериментах его «половинку», РД-180, начинает превосходить Илон Маск со своим двигателем «Раптор».

Потом, после смерти Королева и провала Мишина, Глушко возглавил космос СССР. 22 мая 1974 года он возглавил объединение «Энергия», в котором собрал свое КБ и КБ Королева. Так появился на свет космический челнок «Буран», были усовершенствованы космические корабли «Союз», «Прогресс», орбитальные станции «Салют», была создана орбитальная станция «Мир».

Великий украинец Глушко покинул нас 10 января 1989 года.

Ушла и великая эпоха всемирной космической гонки.

Теперь начинается новая космическая эра, возглавляет которую Илон Маск. Теперь ракеты не только взлетают, но и садятся. И скоро, как планируется, люди полетят на Марс. И, возможно, будут жить там. Человечество станет межпланетным.

Есть такая шутка, что Маск творит такие чудеса просто потому, что на самом деле он не с этой планеты. Или, по крайней мере, не из этого времени. А может быть, он марсианин и просто хочет вернуться на свою историческую Родину?

У нас, кстати, есть песенка об этом. После которой мы напоминаем Илону Маску и всем космическим инженерам об основоположниках, украинцах Королеве и Глушко. Да Маск и так о них знает. Их невозможно не знать.

Впервые опубликовано на «Зрада і Перемога'