site.ua
член клубу

Избирательная кампания входит в самую активную фазу. Развернуты штабы, подтянуты дружественные СМИ и лидеры общественных мнений, а лента новостей по своей агрессивности все больше напоминает фронтовые сводки. Эта президентская гонка обещает быть одной из самых грязных в истории украинских выборов. Однако оправдана ли вся эта грязь и концентрация избирателей на негативе?

Существует два подхода к ведению электоральной кампании. Первый подход предусматривает акцент на собственных достижениях и сильных сторонах, второй же концентрируется на критике ключевых оппонентов. Назовем эти подходы «стратегией +» и, соответственно «стратегией -». «Стратегию +», используют, как правило, провластные политические силы, хотя бывают и исключения.

Так, в 2004 году «оранжевая» оппозиция пришла к власти не только и не столько на критике действующего режима, сколько используя программу пусть утопичных, но позитивно окрашенных, обещаний. Короткая предвыборная программа В. Ющенко «10 шагов на встречу людям», символическая подкова на счастье и ярко-оранжевый цвет были гениальными политтехнологическими находками, пробуждая в украинцах не обычный протестный рефлекс, а подзабытое за суровые 1990-ые чувство надежды.


Яркий оранжевый цвет и позитивные посылы кампании - один из секретов успеха В. Ющенко в 2004 г.

Главный оппонент Ющенко на тех президентских выборах, Виктор Янукович, наоборот, строил свою кампанию на негативе, деля украинцев на «три сорта» и пугая оранжевой чумой.


"Творчество" российских политтехнологов Януковича.

Результат был предсказуем: позитивная программа Ющенко оказалась более востребованной среди избирателей чем придуманные российскими политтехнологами страшилки Януковича. Однако и «стратегия - » Януковича принесла свои печальные плоды. Именно 2004 год стал точкой политического деления страны на две части: Центр и Запад, поддерживающий «проевропейские силы» и пресловутый «Юго-Восток», ставший на долгие годы цитаделью пророссийских сил.

Парламентские выборы 2006 года ознаменовались феноменом Юлии Тимошенко. Еще за несколько месяцев до голосования, Блок Юлии Тимошенко мог рассчитывать, в лучшем случае, на 14-16% голосов и третье место в предвыборном зачете. Все изменила не свойственная оппозиции позитивная риторика, ассоциировавшая победу Тимошенко с неизбежным приходом весны.

Победа Тимошенко столь же неизбежна, как и наступление весны. Во всяком случае, в этом убеждали людей технологи Тимошенко в 2006 г.

Тимошенко удалось нарастить свой предвыборный рейтинг до 22%, обогнав своих конкурентов из «Нашей Украины», что позволило ей претендовать на должность премьер-министра.

Выборы 2010 года проходили в специфических условиях. В «оранжевом лагере» царила апатия и разочарование. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко два года вели войну на взаимное уничтожение. Именно на этих выборах в полную силу возник феномен «противсихства» - людей, агитирующих голосовать против обоих фаворитов избирательной гонки. В таких условиях, следующим Президентом предсказуемо оказался Виктор Янукович.

Американские политтехнологи во главе с легендарным Полом Манафортом учли опыт своих российских коллег и построили кампанию Януковича на незамысловатом, но действенном лозунге «Услышу каждого». Нейтральная избирательная кампания, создававшая Януковичу образ респектабельного хозяйственника, не столько привлекала новый электорат, сколько снижала протестные настроения среди противников лидера Партии регионов. Поэтому передача власти в 2010 году прошла относительно спокойно.

Виктор Янукович образца 2010 года. Подчеркнуто строгий и респектабельный образ сильного хозяйственника.

Победа Петра Порошенко в 2014 году была предрешена задолго до дня голосования. Поддержка крупнейших СМИ, короткое время избирательной гонки, проблемы у основных оппонентов, напряженная внутриполитическая ситуация - все это не оставляло соперникам ни единого шанса. Визуальная составляющая и месседжи кампании тоже соответствовали эйфории 2014 года: Порошенко обещал «жить по-новому». Впоследствие это обещание будет предметом насмешек над президентом, однако в 2014 году оно создавало правильный посыл - вместе с Порошенко начиналась новая эпоха украинского государства, в котором все будет по-новому, не так, как было раньше.

Президентские выборы 2014 г. В тренде реформы и изменения. Лозунг "жить по-новому" стал во многом символом этого бурного времени.

В 2018 году основные технологии кандидатов сосредоточились на очернении оппонентов. Все ресурсы действующего президента пугают неизбежным «московским реваншем» в случае победы Тимошенко или Зеленского. Но вольготное существование в Украине Медведчука и других прямых агентов Москвы существенно снижает эффективность этой тактики. Даже рекламируя свои достижения, реальные и мнимые, власть смотрит в прошлое, фактически не предлагая ничего в будущем. Томос и безвиз - безусловные достижения, и это отчасти оправдывает провалы власти на других направлениях. Но чем собирается заниматься президент следующие 5 лет? На этот вопрос даже у симпатизирующего Порошенко избирателя нет ответа.

Большинство оппозиционных сил тоже ушли недалеко. Оппозиция концентрируется не столько на позитивной программе развития, сколько на критике власти, не предлагая интересных альтернативных решений (обещания понизить цену на газ не в счет). «Make America great again», «Yes, we can!», «Голосуй или проиграешь!», - с такими лозунгами люди побеждают на выборах. Оппозиционные кампании, во всяком случае в визуально-смысловой составляющей, пока что выглядят намного слабее.

Уроки предыдущих выборов говорят о том, что выиграть можно, если продать избирателю мечту. В условиях, когда избиратели и так никому не доверяют, на потоки грязи и компромат никто уже не обращает внимания. Недостаточно день и ночь рассказывать о грехах оппонентов (они и так давно всем очевидны) или обзывать друг друга российской пятой колонной. Нужно продемонстрировать нечто принципиально иное в себе. Пообещать 5 миллионов рабочих мест, выплату вкладов бывшего Сбербанка СССР или просто жить по-новому. Тот кто первый это поймет и хотя бы попытается создать красивую мечту для украинцев и станет следующим главой государства.


Нравятся дайджесты и аналитика от Каракума? Подписывайся на телеграм-канал https://t.me/etokarakum чтобы ничего не пропустить!

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації