site.ua
член клубу

«Даже шаг назад - иногда шаг к цели» - сказал однажды великий Конрад Аденауэр. Отцу нового немецкого немецкого государства часто приходилось отступать, ведь он столкнулся с «идеальным штормом» из разрушенной войной экономики, разделенного государства, угрозы коммунизма на Востоке и роста левых настроений в самой Западной Германии.

Настоящим камнем на шее федерального правительства были старые долги. Германия должна была выплатить огромные репарации по итогам как Первой, так и Второй мировых войн. Любые внешние выплаты в сложный период восстановления экономики резко замедляют развитие и снижают национальное благосостояние. Именно огромный размер репараций и внешних долгов стал одной из основных причин краха Веймарской Республики и прихода к власти фашистов двадцатью годами ранее.

Наученные горьким опытом 30-х годов, западные кредиторы не стали настаивать на полном и безусловном погашении долгов. В Лондоне в 1953 году было заключено соглашение между ФРГ и ее кредиторами.

Лондонская Конференция 1953 года. Сложные переговоры закончились экономической победой Германии.

Условия Лондонского соглашения 1953 года:

  • 63% долгов были списаны.
  • По остальным долгам была дана рассрочка на 30 лет. При этом выплаты по долгам начинались только тогда, когда торговый баланс ФРГ становился положительным.
  • Выплата части долгов увязывалась с процессом воссоединения Германии. Фактические выплаты по этой части долга начались только в 1990 году.

Итог реструктуризации не заставил себя ждать: освобожденная от долгов экономика начала бурный рост и за 14 лет канцлерства Аденауэра разрушенная мировой войной Германия превратилась в одно из самых успешных и экономически развитых государств мира. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию - вот основные результаты высвобождения денежного ресурса в экономике.

Опыт послевоенной Германии показателен для нас, ведь ситуации, в которых находилась Германия в 1950-х и Украина сейчас очень схожи: молодая, отягощенная наследием прошлого государственность, потеря территорий на Востоке, низкий уровень жизни населения, угроза вторжения агрессора. Поэтому неудивительно, что Украина в 2015 году тоже реструктуризировала долги. Вот только условия и результаты немецкой и украинской реструктуризации отличаются. Сравним их.

Критерий

Реструктуризация долга ФРГ-1953

Реструктуризация долга Украины - 2015

Объем списанного долга

63 %

20 %

Долг в процентном отношении к ВВП после реструктуризации

8 %

80.9% (по состоянию на 01.01.2016)

Льготный период

По одной части долга - до фиксации положительного торгового баланса, по другой - до восстановления территориальной целостности государства

4 года

Бонусы для кредиторов

Не предусмотрены

Value Recovery Instrument - если украинская экономика будет расти быстрее 3% в год, то кредиторы получат от 15 до 40% от такого роста в период с 2021 по 2040 год.

Списание долгов в Германии в 1953 решило ключевые проблемы экономики: уменьшило объем долга, сняло проблему пиковых выплат и растянуло платежи на десятилетия. Последний платеж по Соглашению 1953 года был выплачен Германией 3 октября 2010 года.

Украинская реструктуризация не решила ни одну из этих проблем. Объем долга по отношению к ВВП, хоть и снижается, но остается высоким, а в 2019 году нас ожидают пиковые выплаты по гос.долгу - 427 миллиардов гривен.

Однако и после осуществления пиковых выплат в 2019, украинская экономика не сможет подняться на ноги. Начиная с 2021 года, по предусмотренному реструктуризацией инструменту Value Recovery Instrument, мы должны будем отдавать кредиторам львиную долю (от 15 до 40%) от роста нашего ВВП. Даже если ВВП Украины будет расти на 5-7% в год, основной эффект от этого роста почувствуют именно кредиторы, получая соответствующие бонусы из бюджета.

Реструктуризация-2015 является классическим примером запрограммированной бедности. Ни один из вариантов развития Украины в рамках этого соглашения не приведет ее к благосостоянию. Если экономический рост будет медленным, Украина не сможет покрывать дефицит бюджета и будет вынуждена наращивать долг. Если же экономический рост будет превышать 4%, то основными выгодоприобретателями будут именно международные кредиторы.

Какие еще варианты есть у Украины?

1. Новая реструктуризация
. Теоретически, Украина может инициировать перед кредиторами новую реструктуризацию долгов. Уменьшение долгового бремени по немецкому варианту будет оптимальным сценарием развития событий. Проблема в том, что пока что не видно факторов, которые заставили бы кредиторов согласиться на такой вариант - их, в отличие от нас, соглашение 2015 года полностью устраивает. Единственное, что может заставить международных кредиторов пойти на реструктуризацию - угроза дефолта.

2. Дефолт. Да, то самое страшное слово, которым пугали нас с 1998 года. Если долги невозможно оплатить - от них можно отказаться. Рассмотрим преимущества и недостатки такого сценария:

Преимущества

Недостатки

Уменьшение долговой нагрузки на бюджет = профицит бюджета = снижение налогов = экономический рост

Невозможность привлечения новых долгов государством.

Уменьшение нагрузки на платежный баланс - нет необходимости покупать доллары на межбанковском рынке для осуществления внешних выплат

Уменьшение инвестиционной привлекательности государства

Состояние дефолта - не навсегда. Несколько лет неплатежей стимулирует кредиторов быть лояльнее к условиям реструктуризации дологов

Сложности с получением займов для негосударственных корпораций

Удивительно, но негативные последствия объявления дефолта не особо ударят именно по Украине: инвестиционная привлекательность государства находится на минимуме, а большинство инвестиций - реинвестирование украинских бизнесменов и переводы «заробитчан». Об этих источника не прекратятся после объявления дефолта, так как имеют совсем другую природу.

Не особо стоит переживать и по поводу сложностей с получением займов для частных компаний. Процентная ставка для украинских компаний на международных рынках капитала составляет сегодня более 10%, так что рынок займов для украинских частных компаний уже де-факто закрыт.

Понятно, что дефолт - это не избавление от всех бед государства. Это всего лишь хирургический скальпель, отделяющий здоровые ткани экономики от безнадежно больных, необходимое, но недостаточное условие для выздоровления. Эффективность этой меры зависит от того, как государство воспользуется высвободившимся ресурсом и как сможет защитить свои интересы на внешних рынках. И, конечно, от мастерства «хирурга», который будет проводить эту операцию после марта 2019 года.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація