site.ua
член клубу

Агрессия России по отношению к Украине в Керченском проливе обнажила известную с 2014 года проблему: отсутствие реальных возможностей для защиты территориальных вод Украины от российского вторжения.

Первопричина указанной проблемы - катастрофа, которая случилась с Военно-Морскими Силами Украины в 2014 году. Предавший Украину командир ВМС Денис Березовский отказался выводить боеспособный костяк украинского флота в Одессу, в результате чего военные корабли оказались запертыми в Севастопольской и Донузлавской бухтах и были захвачены Россией.

После этого, часть захваченных кораблей была передана Украине, но наиболее современные и боеспособные украинские корабли (корветы "Луцк", "Тернополь", большой десантный корабль "Константин Ольшанский") до сих пор находятся в аннексированном Крыму, служа донорами запчастей для российского флота.

Что же из себя представляет сейчас украинский флот? Обратимся к цифрам.

Корабельный состав ВМС Украины и Черноморского флота России

Тип кораблей

ВМС Украины (по состоянию на 20.02.2014)

ВМС Украины (по состоянию на 29.11.2018)

ЧФ РФ (по состоянию на 29.11.2018)

Ракетные крейсеры

0

0

1

Фрегаты

1

1

6

Корветы

5

1

10

Десантные корабли

2

1

7

Ракетные катера

1

1

5

Минные тральщики

3

1

6

Подводные лодки

1

0

7

Как видно из таблицы, боевая мощь ВМС Украины на данный момент составляет не более 10% от боевой мощи Черноморского флота России. При таком балансе сил, контролируя Керченский пролив, Черноморский флот РФ может беспрепятственно выполнять любые задачи в Азовском море, а также полностью доминировать в северной части Черного моря.

Что может противопоставить этому доминированию Украина? С 2015 года военно-политическое руководство государства сделало ставку на строительство так называемого москитного флота. Москитный флот - это малые корабли и катера, действующие, как правило в прибережной зоне. Такие катера обладают высокой скоростью и маневренностью. Москитный флот использует тактику «волчьей стаи» - совместного нападения нескольких катеров на большой корабль противника.

Стратегия москитного флота успешно использовалась многими государствами. Первым серьезным успехом в применении «москитного флота» было затопление израильского эсминца «Эйлат» египетскими ракетными катерами. После этого события, ракетные катера появились во флотах большинства стран мира.

Эсминец «Эйлат» - первая жертва ракетных катеров


Помимо очевидных преимуществ, стратегия «москитного флота» в скором времени проявила и свои недостатки:

Преимущества

Недостатки

Эффективная защита прибережной зоны

Неэффективны в дальней морской и океанической зоне

Относительно невысокая стоимость строительства

Уязвимы к атакам авиации и подводных лодок

Вследствие малых размеров затруднено обнаружение противником

Имеют небольшой срок автономного пребывания в море

Быстры и маневренны

Не защищены от десантирования и захвата.

Безусловный приоритет финансирования сухопутных сил не оставил Украине другого выбора, кроме строительства «москитного флота». Основой такого флота стал малый артиллерийский катер «Гюрза-М».

Артиллерийский катер "Гюрза-М"

Катер, водоизмещением до 38 тонн, является, откровенно говоря, крохотным судёнышком даже по меркам «москитного флота». На катере нет ударного ракетного вооружения, поэтому он не представляет серьезную боевую единицу. Его главная задача - патрулирование прибережной морской зоны, а также рек и озер.

Годится ли такой катер для похода сквозь захваченные Россией воды Керченского пролива? Безусловно нет. Конечно, украинские корабли были надежно защищены международным правом. Однако, когда речь идет о защите от России, куда лучше быть защищенным мощным оружием, а не международными договорами.

В помощь к двум катерам был командирован рейдовый буксир «Яны Капу». Это старое, довольно тихоходное судно без ударного вооружения очевидно тоже не могло сопротивляться агрессивным действиям России на море.

Буксир "Яны Капу"


Что делать дальше?

Бердянская морская база на Азовском море окончательно отрезана от остальной части украинского флота. Это долгосрочная ситуация, которая будет продолжаться до прекращения оккупации Крыма и восстановления суверенитета Украины над Керченским проливом.

К счастью для нас, в мелкое Азовское море не могут зайти крупные судна противника, поэтому существует возможность защищать побережье небольшими катерами. В условиях заблокированного пролива, доставлять такие катера в Бердянск возможно и сухопутным путем.

Ситуация в Черном море требует качественного обновления боевого состава флота. Существенно изменить расклад сил поможет получение от США двух фрегатов типа Оliver Hazard Perry. Два американских фрегата плюс имеющийся в распоряжении Украины фрегат «Гетьман Сагайдачный» позволят если не выровнять баланс в Черном Море, то, по крайней мере, создать хоть какой-то противовес агрессивной мощи России. Сопровождение нашей группы катеров кораблем такого класса почти наверняка исключило бы возможность их захвата.

Фрегат типа Оliver Hazard Perry


Не следует забывать и о собственном кораблестроении. Приоритетными направлениями должно стать создание ракетных катеров водоизмещением 500-1000 тонн, предназначенных для борьбы с надводными корабельными силами противника.

Именно ракетные, а не артиллерийские катера должны стать основой «москитного флота», так как обладают мощным вооружением, способным уничтожить вероятного противника.

Ракетный катер типа «Веспа». Проект.


Таким образом, структура возрожденного флота должна состоять из следующих ключевых элементов:

  1. Группа больших кораблей для ограниченных действиях около аннексированного Крыма (3 корабля).
  2. Группа малых кораблей и ракетных катеров для защиты черноморского побережья (7-8 ракетных катеров).
  3. Группа артиллеристских и десантных катеров для защиты Азовского побережья (15-20 катеров).
  4. Группа кораблей управления и обеспечения.
  5. Прибережные ракетные комплексы для недопущения высадки вражеского десанта.
  6. Возрождение и модернизация береговой авиации.
  7. Морская пехота.

Из всех указанных элементов, приемлемая ситуация наблюдается только в морской пехоте. Все остальное необходимо создавать либо с нуля либо практически с нуля. Поэтому процесс возрождения украинского флота не будет быстрым. Наши западные партнеры готовы помочь нам с кораблями, но инфраструктурой, вооружением, обучением персонала мы должны заниматься сами, что потребует концентрации значительных ресурсов.

Однако всем уже понятно, что противостояние с Россией на море - это всерьез и надолго. А, значит, другого пути у нас нет.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація