site.ua
alisa.pivovarchik
Аліса Пивоварчик
член клубу

На следующей неделе в Раде будет уже во втором чтении будет голосоваться закон о госслужбе. Тот самый, о котором президент сказал, что ЕС против, а Ян Томбинский - представитель ЕС в Украине - что президент врет, и ЕС не просто так собираются вбухать в украинскую реформу госуправления в целом до 600 млн евро.

Что забавно лично для меня, реформу горячо поддерживает премьер Яценюк. А президент, который пытается позиционировать себя сторонником радикальных реформ, от нее явно не в восторге.

Чтобы составить какое-то общее впечатление о реформе, пройдусь лишь по основным проблемам, которые она призвана решить.

1. Политизированность государственного администрирования

Государственная управленческая система в Украине долгие годы работала на интересы определенных финансово-промышленных групп. Что выражалось и в партийной принадлежности чиновников, и в назначении по партийным квотам. Теперь чиновникам будет запрещено входить в какие бы то ни было партии. Кроме того, вводится институт государственного секретаря, который, в отличие от, например, министра, не имеет никакого отношения к каденциям парламента и, соответственно, парламентским фракциям, коалиции-оппозиции.

Все госслужащие будут отбираться по конкурсу, который будет проводить Комиссия высшего корпуса госслужбы. Ее состав будет формироваться на паритетных началах. Своих представителей туда делегируют президент, парламент, Кабмин, научные, экспертные, профсоюзные организации, организации работодателей, Национальное антикоррупционное бюро, Национальная комиссия по госслужбе и представители гражданского общества.

2. Зависимость от непосредственного руководителя

Помимо того, что теперь никакие начальники не смогут выбирать себе команду по своему вкусу (и это очень не нравится молодым чиновникам-реформаторам, пришедшим из бизнес-среды), так как все будут проходить через конкурс, закон также поощряет своего рода стукачество. То есть на сомнительные поручения непосредственного начальства можно будет жаловаться в высшие инстанции. Разработчики законопроекта считают, что это простимулирует начальников работать качественно и честно.

И вообще всяких начальников теперь будет строго в три раза меньше, чем подчиненных. Именно такая пропорция устанавливается законом.

3. Ориентированность на процесс, а не на результат

Кстати, о качестве. Проблема не только в раздутом количестве функций государства и обеспечивающих их выполнение служащих (а их у нас сейчас без оккупированных районов Донбасса и Крыма – 260 тыс). Проблема в том, что вся эта государственная махина работает крайне неэффективно. И главным критерием эффективности часто выступает то, доволен ли начальник работой подчиненных. И далеко не всегда начальники при этом ориентированы на выполнение непосредственной работы. Начальник может быть заинтересован в затягивании процессов или даже в их блокировании.

Закон вводит четкие объективные показатели эффективности для сотрудников, не зависящие от прихотей непосредственного начальства. Так же и каждый начальник будет иметь свои KPI – ключевые показатели эффективности, по которым специальные комиссии будут оценивать, насколько тот соответствует занимаемой должности и нужно ли его простимулировать.

Общая картинка по законопроекту представлена в инфографике от «Реанимационного пакета реформ» - одного из участников рабочей группы по разработке законопроекта.

Главным риском законопроекта мне видятся 28 подзаконных актов, которые должны определить, например, порядок проведения конкурсов. У нас уже есть прецеденты, когда, скажем, в Венецианскую комиссию отправляются прекрасные законопроекты, которые потом полностью извращаются подзаконными актами. Во времена Януковича так «прокатывало».

При этом подзаконные акты у нас разрабатываются и утверждаются той самой исполнительной властью, которую предполагается реформировать.

Кроме того, как сказал Карл Волох: «Нет такой темы, на которой украинский чиновник не может заработать денег. Все равно украдут!».

Авторы законопроекта заверили нас на встрече с блогерами, что между первым и вторым чтением закон стал только лучше. У меня в связи с этим большой вопрос, стал ли он от этого больше нравиться депутатам, которым предстоит голосовать его во втором чтении.

Следующая неделя покажет.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація