Пик работы Трехсторонней комисии в Минске пришелся на 5-19 сентября. За эти две недели наскоро подписанный Протокол был переработан в более развернутый «Меморандум» с Приложением, которое зафиксировало линию разделения между контролируемой территорией Украины и частью Донецкой и Луганской областей, оккупированной пророссийскими НВФ.

Протокол, подписанный 5 сентября, содержал 12 пунктов. Существенным и исполненным обеими сторонами оказался лишь первый — о немедленном прекращении огня. Все остальные пункты представляли собой микс из мертворожденного «Плана мирного урегулирования ситуации на Донбассе», выдвинутого Порошенко еще 19 июня и «Инициатив Путина» от 29 августа.

Оба упомянутых документа при их «миротворческой» риторике были по сути соглашательными. Так «План Порошенко» несколькими пунктами допускал столь необходимую Кремлю федерализацию, а «План Путина» требовал отвода артиллерии, неприменения украинской авиации и «обеспечение гуманитарных коридоров» - то есть фактически отказ для сил АТО от главных силовых факторов сдерживания и преимущества. Малоизвестный факт, но по имеющимся в распоряжении Генштаба ВСУ данным, на совещаниях ГШ РФ, именно авиация и артиллерия были названы «нерешаемой проблемой» для сил вторжения.

Так или иначе, но «Протокол» был подписан в том же самом «донецком формате» — Кучмой от Украины, Тальявини от ОБСЕ, послом Зурабовым от РФ. Захарченко и Плотницкий оставили на нем автографы как присутствующие «частные лица».

Документ от 19 сентября, «Меморандум», был конкретизирован и состоял из 9 пунктов. Именно он считается официальным соглашением. Анализ показывает, что его подготовкой все две недели с обеих сторон занимались люди некомпетентные, которые плохо себе представляли оперативную обстановку, если представляли вообще. Точнее «Меморандум» стал проекцией той «модели войны», которую сформировала ОБСЕ, с учетом пожеланий обеих сторон, с креном в интересы сепаратистов.

О некомпетентности российско-сепаратистской стороны свидетельствует попадание в список трех типов РСЗО «Торнадо», которые состоят на вооружении исключительно в РФ. На сегодняшний день это является единственным документальным подтверждением на международном уровне присутствия российского вооружения в Украине в 2014 году, письменно признанным представителем РФ.

Было ли это упущение заслугой Кучмы и его группы? Очевидно — нет. Полный перечень отводимой из зоны боевых действий артиллерии свидетельствует о том, что наша делегация не ориентировалась в специфических военных вопросах и не имела компетентных консультантов хотя бы на уровне офицера оперативного отдела штаба АТО.

И, наконец, третий документ, полное название которого «Приложение к Меморандуму об исполнении положений протокола Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. Линия соприкосновения сторон с привязкой к местности»

5cfde11b3c8fc.png

Документ содержит четырехстраничный перечень точек с условными названиями и географическими координатами, которые должны были по идее определить линию разделения между контролируемой территорией и «ОРДИЛО».

Проекция точек приложения в Гугл-картах

Именно здесь ярко проявилась полная некомпетентность украинской делегации, а также общая ущербность организации процесса. Минская группа Кучмы работала под жестким мониторингом со стороны Администрации Президента. При этом мнения военных если и учитывались, то как-то странно и очень опосредованно.

5cfddfd74e017.jpg

5cfddfe584e3c.jpg

5cfddff8bf32b.jpg

5cfde00666f0c.png

В организационно техническом плане прежде всего следует сказать о том, что «Приложение» готовилось на устаревших «бумажных» картах людьми некомпетентными в топографии, не знающими местность и не владеющими оперативной обстановкой. Предположительно точки на линии предлагались ОБСЕ, а затем их «принимали» и «уточняли» представители сепаратистов и украинской стороны. Причем с переменным успехом…

О том что карты использовались бумажные, а документ готовился небрежно, людьми без топографической подготовки свидетельствует грубейшая ошибка — три точки на линии, а именно : «Нежнянский разъезд», «Иск. ж/д станция Еленовка» и «Новообешево» указаны с идентичніми координатами, причем эти координаты соотвествуют крайней южной точке расположенной на восточной окраине Широкино. При использовании любого компьютерного картографического приложения такая ошибка исключена, так как дублирование сразу же становится очевидным(как это и случилось у автора при переносе координат на карту"

5cfde0d796551.png

Результатом необъяснимой политики Администрации Президента, которая фактически блокировала участие в Минском процессе военного руководства АТО, полной некомпетентности Кучмы и его "команды" стал документ фактически нерабочий, несоответствующий оперативным реалиям и содержащий грубейшие технические ошибки. Это было именно тем, что называют "Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить..."

Практическая неэффективность подписанных документов и заложенные в них "мины" начали проявляться уже в октябре, и вылились в новые вспышки боевых действий. Самой показательной из которых стали двухмесячные бои за терминалы Донецкого аэропорта.

Об этом будет подробнее рассказано в третьей части.