Западная теория управления сводится к очень простой мысли. Звучит она так : «Три скоординированных специалиста в состоянии выполнять такую же работу как десять неуправляемых дилетантов».

Добиться этого очень просто. Во-первых, подготовить трех специалистов-профессионалов, во-вторых, обеспечить координацию. В смысле управление.

Грамотное управление с точки зрения теории — также очень простая вещь. Сначала нужно получить достоверную, полную и актуальную информацию. Затем ее проанализировать, принять решение, осуществить планирование, после чего распределить задачи и осуществлять контроль за их выполнением.

Это все знают, потому что теории управления сегодня учат на любых тренингах по менеджменту, не говоря уже о специализированных ВУЗах. Однако на практике выходит совсем иначе. Так как у постсовка традиционно «особый путь»...

Прежде всего три условных профессионала — это недостижимая мечта любого украинского руководителя — от командира пехотного отделения до Президента.

Почему так? Вопрос сложный, фундаментальный. Традиционно в совке давали «лучшее в мире образование», которое позволяло сыпать цитатами и поддерживать умную беседу практически на любую тему, но не давало профессию. И тут мало что изменилось.

Кстати, в понятие «профессионализм» входит не только способность хорошо выполнять сложную работу, требующую специальных знаний и навыков, но и моральные качества человека — лояльность, порядочность.

А с этим у нас совсем плохо. Потому до сих пор и актуальна в стране, которая рвется в ЕС и НАТО грустная бизнес-максима: «Умный наебет, дурак все завалит, с кем же работать?»

Вследствие тотальной нелояльности сотрудников, причины которой выходят за рамки этого текста, в украинском менеджменте сложилась стойкая тенденция выдвигать на вторые посты людей исключительно по степени их личной преданности.

Такой кадровый подход безусловно позволяет руководителю сохранить свое кресло а зачастую и свой бизнес. Однако он резко понижает эффективность управления.

«Преданный дилетант» прежде всего опасен тем, что полностью блокирует выдвижение более подготовленных или способных сотрудников, не без оснований опасаясь конкуренции.

В структурах, где «преданные» занимают нишу на протяжении нескольких поколений (в первую очередь это армия и госслужба, но очень заметно и в крупных корпорациях) формируется определенный стиль, где основное значение имеет не выполнение функциональных обязанностей, а борьба за статус в системе.

Борьба за статус — тоже профессия, со своими талантами, подходами и приемами. Это умение посредством правильного доклада присваивать себе результаты «побед» и перекладывать на других ответственность за «поражения».

Удержание статуса — целая наука. Вред ее заключается в том, что «статусный» сотрудник всегда искажает проходящую через него информацию тем самым понижая ее достоверность. Вследствие чего вышестоящее руководство начинает принимать решения на основании искаженной картинки, что в свою очередь ведет к полному разладу системы управления.

Нет ничего страшнее для первого лица, чем окружить себя преданными статусными людьми, которые формируют вокруг него виртуальную реальность.

Система управления , ориентированная не на прозрачные механизмы обеспечения функционирования, а на «сложные и непрозрачные межличностные отношения» называется «византийщина» и она у нас массово практикуется.

Отличия «западной» и «восточной» управленческих бизнес-моделей нам хорошо продемонстрировали результаты последних выборов, где совершенно четко видно кто работал «на доклад», а кто на результат.

Очень надеюсь что читающие лонгриды 25% оценят этот текст , сопоставят с происходящим и сделают сами выводы...