К утру 26 ноября конечно рано делать глубокие выводы и оценки. Но я попробую. Все, что написано ниже, является результатом моего личного анализа ситуации, опирающегося в основном на открытые источники и актуально на момент публикации.

Что делали наши.

Наши расчетливо трясли клетку. После того как первый проход небоевых кораблей ВМФУ через Керченский пролив застал россиян со спущенными штанами, командование чуть усилило градус и пустило под мост корабли боевые, но легкие.

Зачем это делали.

На мой взгляд ситуацию в Азовском море можно разрешить именно так: расчетливо, с минимизацией рисков, поднимая градус напряженности и заставив врага сорваться с целью ввести в пролив миротворческие военно-морские силы. Два месяца назад я об этом прямо сказал на эфире Прямого канала в программе Березовца.

Что получили.

Получили однозначную юридическую фиксацию российской агрессии с минимумом потерь, и в принципе, нужную первичную реакцию мирового сообщества. Дальше смотрим как пройдет Совбез ООН.

Что хотела Россия.

На фоне медленно удушающих санкций, падения цен на нефть, понижения рейтинга Путина до «докрымских» 55%, непрекращающихся технологических катастроф, необходимости принимать новые непопулярные экономические меры, Кремль был просто обязан отреагировать на проход украинских кораблей через «внутренние воды РФ». Второй прогреб в этой ситуации стал бы четким проявлением «слабости» в глазах собственного населения.

5bfc00f6b76b7.jpg

Как они задумали и что получили.

Судя по всему, Кремлем была сверху дана «четкая» команда: любой ценой не допустить прохода судов, но при этом боевых действий не начинать. Спущенная вниз через несколько малокомпетентных и перестраховывающихся инстанций, эта команда вылилась сначала в откровенно нелепые действия российских моряков — тараны, перегораживание фарватера. Затем, чтобы не потерять лицо, в качестве вынужденной, но единственно возможной по их логике меры, украинские катера были атакованы спецназом и захвачены. Все в целом можно охарактеризовать как нерешительные действия политического руководства, которые в очередной раз вызвали эксцесс исполнителя.

В пользу этой версии свидетельствует практически гробовое молчание основных пропагандистских СМИ России ночью и утром. Не имея домашних заготовок по сложившейся ситуации, они ограничиваются редкими и слабыми заявлениями.

Чего ждать.

Дальнейшее решит Совбез ООН. РФ, конечно, ветирует любое решение, но при жесткой позиции стран НАТО не исключено проведение внеочередной сессии с переформатированием системы коллективной безопасности, которое давно назревает.

С точки зрения эскалации конфликта, в том числе с переходом на сухопутный театр боевых действий — она не исключена, хотя бы потому что Кремль как я говорил выше, похоже полностью потерял инициативу и не может контролировать ситуацию.

На самом деле Украина сейчас готова к войне намного лучше чем Россия — и морально и организационно.

Выводы:

Вариант лучший — переформатирование СБ ООН, ввод натовских миротворческих кораблей в акваторию, в последующем сопровождение украинских конвоев через пролив. Прецедент для ввода нормальных миротворческих сил в ОРДИЛО.

Худший — война. Главную «техническую»(простите за цинизм) проблему, как я постоянно говорю, представляет эскалация до того уровня, когда применение тактического ядерного оружия станет в логике войны неизбежным — все профессиональные военные с оперативной подготовкой это хорошо знают. Но до такой эскалации еще далеко.

Реальный — сохранение повышенного градуса напряженности без серьезных подвижек со стороны мировой общественности, которую обе стороны, оценив ситуацию, используют в своих целях.

Военное положение для Украины сейчас не самый плохой вариант, война на Востоке для многих ушла на второй план, страну нужно откровенно встряхнуть и не дать откатиться к назревающему домайданному «ренессансу».

Путин скорее всего воспользуется ситуацией чтобы получить диктаторские полномочия, как последний шанс сохранить свою власть.

Конечно, волнует судьба пленных моряков. Но думаю, что с ними все будет хорошо...