Представляю вашему вниманию серия небольших интервью с Алексеем Арестовичем на тему образования в Украине — что плохо и как это улучшить.

Итак, вопрос: нужны ли мораль и воспитание в образовании?

«Мы имеем образование переходного периода: закончена советская модель, а размыкание советской модели прошло по очень важному признаку — советская школа воспитывала, а современная школа отказалась от воспитания (она дает чисто знания).

Но знания без воспитания не садятся. Воспитание — это такой стержень, на который садятся колечки из детской игрушки, это и есть мораль. С чем столкнулась современная украинская школа — нет стягивающей технологии, у людей разобранное сознание.

А почему? А потому, что это принципиальный вопрос, онтологический — чем знание отличается от информации? Знание — это информация, структурированная с определённых ценностных позиций. Нужно выбрать определённую ценностную позицию и с неё структурировать; в противном случае будет хаос. Вот простое доказательство: можно поехать на книжный рынок „Петровка“ или зайти в интернет, и там есть любые (!) знания на любую тему, например, лежат книги ведущих мировых учителей, от психологов до всяких гуру, как заниматься своей психикой. Кто-то на основе этих книг хоть как-нибудь совершенствовался? Нет. Это и показывает разницу между знанием и образованием.

Живой учитель может дать тебе позицию в отношении этого мира, сказать „Смотри на вещи так“ или „Ты можешь иметь альтернативу, но я учу смотреть на вещи так“. И на это уже садятся знания.

Вот я в темном лесу заблудился и мне нужно выбрать дорогу куда идти. Тогда я оказываюсь ситуации Алисы и Чеширского кота. Алиса говорит: „Куда мне идти?“. Кот спрашивает „А чего ты хочешь?“. Она отвечает „я хочу куда-нибудь попасть“. Кот резонно замечает: „тогда тебе всё равно куда. Идти иди в любую сторону, и ты обязательно куда-нибудь попадёшь“.

Если в лесу у меня стоит задача найти человеческое жильё, то это один способ мышления, один способ поведения, один гормональный коктейль в крови и один эмоциональной ряд. А если наоборот, я спец-агент, я мне нужно решить задачу наоборот ни в коем случае не встретится с людьми и человеческим поселением, или выйти к поселению и решить там задачу так, чтобы меня никто не заметил, это совсем другой способ мышления, совсем другой гормональный коктейль в крови, способ разводить Огонь, всё другое. От быта, от манеры одеваться, и заканчивая жизненными целями. Вот в этом и фишка, Если нет ответа на базовый вопрос, то нет ничего. Речь идёт о занятие эпический позиции.

А современная школа сказала „так, всё, хватит нам вот этого советского маразма, мы не ставим в этическую позицию, мы свободны“ — и знания не клеятся. Поэтому она постепенно возвращается к вопросу воспитания детей. А воспитание на какой основе? Европа воспитана на мультикультурализме, Америка воспитана на либеральности и свободе личности — у Америки более правый уклон, я Европы более левый. А у нас какой? У нас нет собственного уклона. Потому что нет собственный онтологии. Мы пользуемся чужой онтологий, значит, мы вечно вторичны.

Это означает, что вся система образования в Украине занимается эпигонством. У нас есть люди, которые подражают лучшим европейским образцам, есть люди, которые подражают лучшим западным образцам, есть люди которые подражают старой советской школе — но это всё компиляции, нет собственного стержня, потому что нет собственной онтологии. Если она есть, то она часто маргинализирована — и справедливо маргинализирована, потому что она не представляет собой стройную систему, а представляет собой систему мифов, например, национальных, часто это эклектика.»

В следующем интервью — ответы на вопросы «Как воспитываются супер-герои» (которые смогут изменить страну), а также «Как должна быть устроена школа».