В минувшее воскресенье в России произошла трагедия, которая в очередной раз заставила задуматься о том, что технический и технологический прогресс с момента развала СССР не только обошел РФ стороной, но и продолжает её миновать до сих пор. Да, я имею ввиду катастрофу гражданского авиалайнера SSJ-100, которая заставила снова говорить не только о качестве сборки и деталей самолета (отлетело шасси при посадке), но и о технологии сборки (клетка Фарадея самолета оказалось не идеальной, позволив удару молнии нарушить работу автоматики).

Однако в данном материале я бы хотел не заострять внимание на SSJ-100, тем более что по этому поводу и так сказано предостаточно. Я бы хотел перечислить те проекты, которые за последние четверть века Россия называет не имеющими аналогов в мире и всячески их позиционирует в медиа как «рывок» и «революцию», но на деле оказывающиеся не более чем «пшиком».

Су-57

Начать хотелось бы с передовика российского информационного пространства, которому уделялось внимания в медиа больше чем кому бы то ни было – истребителя пятого поколения Су-57. Хотя, говоря об этом самолете, стоит всегда делать оговорку «почти пятого поколения».

Дело в том, что данный самолет до сих пор не получил двигатель второго этапа, который продолжает испытания и серии ему так же не видать. Помимо отсутствия двигателя, без которого Су-57 не может называться истребителем пятого поколения, довольно много вопросов возникает к его стелс-технологиям, ЭПР, возможностям по противодействию зарубежным аналогам F-22 и F-35 и т.д.

Вопросов настолько много, что Индия вышла из совместного проекта на базе Су-57 для своих ВВС – FGFA, а заказ для ВКС РФ пока не превышает 1 самолета в год. При этом в СМИ периодически появляются материалы неких экспертов, утверждающих, что производство Су-57 нерентабельно, поскольку Су-35 ничуть не хуже, но значительно дешевле. Что интереснее всего, значительная часть экспертов сеющих подобные нарративы, аффилированы МО РФ.

То есть, даже в самом МО РФ, хотят откреститься от проекта истребителя пятого поколения, понимая, что это дорогая и не оправдывающая возложенных на неё надежд игрушка, с легкостью уничтожаемая F-35 еще до того, как сможет засечь американский истребитель.

Ил-112В

В последние несколько месяцев только и разговоров было про новый российский транспортный самолет Ил-112В, рождавшийся в муках 15 лет. В марте состоялся его первый полет, который вместо радости принес целый ворох лихих вестей, ведь все догадки о халтурности и сырости самолета, оказались вовсе не догадками.

Так, надежда российского военно-транспортного авиапрома оказалась не соответствующей требуемым нормам по грузоподъемности и значительно превышала заложенную в тактико-техническое задание массу. Кроме того, в ходе полета у самолета отказала автоматика, при этом пилоты не были об этом оповещены и некоторое время продолжали полет, думая, что на самом деле с самолётом все в порядке.

Разумеется, первый полет не показатель, но в ходе первого полета были выявлены те проблемы, которые просто не могли возникнуть при проектировании и создании машины долгие 15 лет. То есть, их попросту не учли, в результате чего, светлое будущее Ил-112В снова сдвигается по срокам далеко вправо.

МС-21

Перспективный среднемагистральный самолет МС-21, который пытаются запустить в серию с 2017 года, но пока лишь сдвигая сроки вправо, уже как до 2021-го, и который сам Дмитрий Рогозин окрестил как «самолет который летает», может и вовсе не взлететь.

Дело в том, что МС-21, выполненный на более чем 50% из иностранных комплектующих, может оказаться под действием санкций. Причем, «сердце» перспективного российского самолета, отнюдь не российское, а американское — двигатель PW1400G (Pratt & Whitney), до сих пор не могут импортзаместить на российский ПД-14.

Более того, в начале этого года стало известно, что МС-21 остался без композитных материалов, используемых при строительстве крыльев и киля. Как оказалось, компании Hexcel (США) и Toray Industries (Япония), поставлявшие композиты для МС-21, прекратили поставки в связи с санкциями. В самой России производство необходимых композитов нет, а на его освоение нужно не менее 400 млрд руб.

И не сложно себе представить, что это будут за композиты и что это будут за двигатели, с учетом примеров, приведённых до МС-21. Кстати, о качестве.

Стоит отдельно упомянуть случай на Воронежском авиастроительном объединении, где выяснилось, что на протяжении многих лет, детали для самолетов выполнялись из несертифицированного металла, в частности — авиационного титана. На предприятии были обнаружены сотни поддельных сертификатов на металл, использованный в конструкциях для Ан-148, Ил-76МДА90-А, президентского Ил-96-300, Ил-112В, а так же МС-21 и SSJ100.

А потому, российские самолеты и вправду, не имеющие аналогов в мире. Как минимум по степени дефективности и аварийности. Сама же авиастроительная отрасль в России безвозвратно деградирует, демонстрируя от года к году, не выдающиеся результаты, а как раз наоборот – примеры безудержного пике.