По мере того как президентская гонка в Украине набирает обороты, весьма актуальным становится проблематика вмешательства в выборы посторонних государств. В частности, речь идет о Российской Федерации, для которой 2019-й год может стать шансом добиться, если не смены курса Украины в целом, то значительно увеличить свое влияние в стране.

С учетом геополитических интересов РФ в мире и множества примеров её вмешательства в общественно-политическую жизнь разных стран, от Нидерландов до США, можно выстроить четкую схему, по которой влияние на президентские выборы в Украине как оказывалось, так и будет оказываться.

Сегодня я бы хотел рассмотреть четыре наиболее явных направления, на которые Кремль сделал основную ставку.

1. Удобный кандидат.

Не для кого не секрет, что в президентской гонке участвуют кандидаты откровенно пророссийских взглядов. Однако вражда внутри так называемой оппозиции и борьба за власть внутри круга бывших соратников значительной степени ослабили пулл прокремлевского политического фронта.

С другой стороны, Кремлю не обязательно делать ставку на кандидата до мозга кости пропитанного идеями «русского мира». Компромиссная фигура, лояльная или же легко поддающаяся давлению, так же будет выгодна Белокаменной. В принципе, именно такой двойной упор мы и можем видеть, когда идет поддержка, явная либо же латентная, в отношении кандидатов, как пророссийского, так и проукраинского окрасов.

2. Свои СМИ

Использование потенциала СМИ, как телевизионных, так и радио и печатных, это не только возможность осуществления «полезных» вбросов, но и донесение их к аудитории, которая по своей возрастной группе зачастую находится в списках постоянных участников выборов.

При этом Кремль использует не только потенциал пророссийских информационных площадок, но и фактор внутренних политических конфликтов в Украине. А, как известно, практически все телеканалы, радио и газеты имеют своих владельцев с политическими амбициями, либо же финансирующих оных.

3. Киберпространство

Плацдарм киберпространства, как дискуссионная площадка, стал осваиваться нашим политикумом сравнительно недавно. В свою очередь именно потенциал интернета российские спецслужбы уже давно используют для ведения пропаганды. И в отличие от Украины, в России этому опыту уже больше 10 лет, а его основа была взята с успешной практики китайских коллег, впервые применивших в социальных сетях метод «информационного подавления».

Использование киберпространства, как места где практически неограниченные возможности по распространению информации и сформирована серьезная армия ботов (программ) и троллей (комментаторов) была, есть и будет основным методом ведения информационной войны российской стороной. В комплексе же с традиционными СМИ, вбросы и фейки будут получать при таком подходе максимальный КПД, посколкьу получают дополнительный охват аудитории, для которой традиционные СМИ не являются источником вызывающим доверие.

Кроме того, нынешние возможности рекламы в социальных сетях и на медиаплощадках, позволяют охватывать целевую аудиторию и точечно оказывать воздействие на потенциальных избирателей. При этом это не обязательно может быть реклама кандидата, а наоборот, информация дискредитирующая основных конкурентов того или иного претендента на пост президента, либо же информация в целом деморализирующая получателя данного контента.

В ходе президентских выборов в США именно такой метод и применялся российскими специалистами, которые через Facebook проводили не столько рекламную компанию в поддержку Дональда Трампа, сколько компанию по дискредитации Демократической партии и Хилари Клинтон в частности.

4. Хакерские атаки

И безусловным коньком работы российских спецслужб будет проведение хакерских атак. Причем, речь идет не только об атаках, которые могут повлиять на результаты выборов. Атаки могут быть осуществлены на учреждения и органы власти блокировка работы, которых сказывается на социальных аспектах жизни граждан Украины.

Взлом сайта Государственной службы казначейства Украины можно рассматривать как наиболее яркий пример оказания такого влияния. При более глубокой работе злоумышленников, ГСК могла бы быть не только выведена из нормального режима работы на недели, но и лишится данных, что откинуло бы её на годы.

Это в свою очередь могло бы оказать давление на решение финансовых вопросов в стране, привести к продолжительным задержкам по зарплате, пенсий, социальных выплат. И данный дестабилизирующий фактор представлял бы собой благодатную почву для российской и пророссийской пропагандистской машины.

Аналогичный удар можно нанести по энергетическому сектору, проводя диверсии способствующие отключению света, тепла и прочих потребностей населения, отсутствие которых провоцировало бы общественное недовольство.

Именно по этим четырём основным направлениям оказывается, и будет оказываться влияние на президентские выборы в Украине. Причем пик активности гибридных ресурсов припадет на февраль, в особенности опасен конец месяца и начало марта. Именно в этот период и следует ожидать проявления упомянутых выше хакерских атак и наиболее дерзкие вбросы фейковой информации.

Что особо грустно, за 5 лет войны и противостояния в формате горячей информационной войны, культура перепроверки информации и борьбы с фейками от лица гражданина, а не специализированной структуры, у нас так и остается в зачаточном виде.