5c39d7fc6b742.jpg

Есть ли смысл отрубать руку, оттого что она чешется от укуса комара?

Или стоит воспользоваться репеллентом, а то и вообще изменить окружающую среду, чтобы комары эти не заводились поблизости?

Что вам подскажет здравый ум?

Вот и я о том же, когда встречаю в социальных сетях дискуссии о плагиате и псевдонауке в нашей стране. Одна из них меня сильно забавляет: речь идет о научных конкурсах и олимпиадах для школьников, которые ряд критиков предлагает взять и запретить, потому что они являются «школами плагиата и имитации науки». Там, по их словам, некие люди заставляют бедных детей через силу писать научные работы, точнее, рефераты, которые, ну, никак не наука. Бедных учителей заставляют загонять этих бедных детей на конкурс рефератов, которые потом коррумпированые дяди и тети фильтруют, для того, чтобы красиво отчитаться...

И все это надо просто взять и запретить. Школьникам оставить кружки, где они уж точно займутся наукой...

Одним словом, нужно революционно или ортодоксально, как кому по вкусу, отрубить эту руку, и тогда наступит настоящая научная жизнь без плагиата...

И тут я вспомнил, как, будучи отцом, принуждал свою дочь к плагиаторству...

Как-то в один прекрасный день дочь моя, тогда школьница, сообщила мне, что ей по английскому языку задали на дом написать стихотворение про дружбу. Паника дочери и супруги настолько сильно читалась в их глазах, что я удалился со словарем на кухню и за две сигареты и две чашки чая (интересный временной период, не так ли) написал на английском внушительное стихотворение про детей, радугу и дружбу, что принесло дочери на следующий день наивысшую оценку. Да, признаюсь, я помогал дочери писать сочинения, обучая структурированию текста и лаконичности мысли, нередко предлагая ей целые абзацы правильно построенного текста, на какие она ориентировалась в дальнейшей работе над сочинением. Можно ли это считать плагиатом? Да, конечно, пусть у него и были благородны цели.

Но самое интересное то, что это «папа у Васи силен в математике» происходило без какого-либо отношения к тому конкурсу, какой считают виной вышеуказанные ортодоксальные критики. Плагиат встречается в наших школах на каждом шагу, да возьмем те же элементарные подсказки и списывание...

В современных наших вузах учится куда больше студентов, чем те, что наделены опытом критикуемого конкурса, но разве не секрет, что в написании курсовых и дипломных работ в высшей школе процветает плагиат, нередко стимулируемый преподавателями...

А еще случается, что наши популяризаторы науки, публично борющиеся за честность в науке, порой не замечают плагиаторов в своих рядах...

Да и уже и сами представители науки частенько балуются плагиатом, укрывшись за высокими должностями и процветающим в стране кумовством...

Так где же находится эта самая злосчастная школа имитации науки и плагиата?

Может это не сама рука, которую из-за комариного укуса хочется отрубить, в все же окружающая среда, которую надо изменять?

Как по мне, нужно не рубить сгоряча и не то, что надо, а последовательно изменять общество и мотивации его членов.

Что касаемо этих мотиваций, то сегодня у детей она — это познание мира и сравнение своих возможностей с возможностями сверстников, у родителей — продвижение чада к благополучию, у некоторых сотрудников системы образования — кумовство и даже денежный интерес, у управляющих органов — заинтересованность в росте показателей, у учителей — нежелание делать дополнительную работу.

Обратите внимание, что кроме детской мотивации у остальных — весьма сильный отпечаток старого советского образа жизни. Значит, на этих направлениях и находится поле деятельности.