5c03cb7ea3ac4.jpg

В продолжение раздумий из моих предыдущих публикаций попытаюсь сконцентрироваться на создании такого феномена, как умная украинская семья. Название это чисто условное, так что есть поле для поиска иной терминологии, но меня, прежде всего, интересует само содержание этого понятия.

Итак, допустим, у нас имеется семья с ребенком лет 12-ти и родителями, какие старше его на 20-30 лет. По возрастным показателям мы видим, что и папа и мама учились в школе в первые годы независимости Украины, когда сильно поредела армия учителей. Тогда в поисках большей отдачи от жизни из мало оплачивающих учительский труд школ уходили активные, предприимчивые педагоги, что существенно понизило общий интеллектуальный уровень преподавательского состава, и, как следствие ухудшения качества обучения, как ни прискорбно, понизился и общий интеллектуальный уровень выпускников средних учебных заведений. Конечно же, нельзя полагать, что этот уровень снизился огульно, и школьные таланты 90-х менее интеллектуальны, чем те же ребята, например, из 70-х. Тем не менее, фактор снижения качества образования, конечно же, оказал немалое влияние на общее понижение интеллектуального фона всего народа.

Немалое влияние на указанный выше процесс оказал и резкий переход от общества распределения к обществу потребления, который обусловил пересмотр жизненных ценностей и отнюдь не в пользу интеллектуального роста. Как следствие, информационное поле, формируемое средствами массовой информации, начало подвергаться сильному влиянию массовой культуры, какая, как правило, отдает предпочтение псевдонаучной информации перед информацией сугубо научной.

И окончательное влияние на формирование интеллектуального уровня наших родителей оказала технологическая революция, которая открыла перед ними целые океаны нефильтрованной информации в лице всемирной сети.

Выяснять, насколько высок этот уровень или низок, не есть целью нашей беседы здесь, ограничимся просто тем, что он есть и сформирован в годы перехода цивилизации к технологическому обществу в условиях развития нашей страны. И к превеликому сожалению, характеризуется дефицитом критического мышления.

Переходя уже к самому ребенку, отметим, что старая система образования, прорастающая из советских времен, информационно и технологически отстала от процессов мирового развития. Другими словами, ребенок учится в более худших условиях, чем даже его родители, при этом он куда более мобилен во всемирной сети. Однако, вся беда в том, что эта мобильность для него не систематизирована, поэтому путь ребенка к столь полезной сугубо научной информации либо хаотичен, либо его вообще нет в силу отсутствия мотивации.

Конечно же, в одних семьях родители все время заняты развитием своих детей, но есть и семьи, в которых, случается, оба родителя уезжают на заработки, оставляя ребенка бабушкам и дедушкам, какие зачастую даже не готовы к жизни в технологическом обществе, чтобы как-то соответствовать современным требованиям в воспитании внуков.

Мой опыт общения с детской аудиторией в различных научно-познавательных проектах богат на различные и довольно яркие примеры. Вот несколько из них...

На одном из фестивалей «Місто професій» мы представляем профессию научного журналиста. Понятно, что в таком потоке желающих получить желанную отметку с локации в стремлении получить бесплатные призы серьезной мотивации у детей и у пришедших с ними родителей быть не может. Но мы пытаемся хоть что-то сделать, раздавая более-менее адекватным детям задания найти в интернете какую-либо информацию об известных ученых, чтобы потом передать своими словами найденное на камеру. К нам подходит хорошо одетая женщина и предлагает, чтобы мы дали задание и ее сыну. Мальчишка оказался бойкий и говорливый, но из всей информации об Эйнштейне он накачал в свой телефон какой-то желтой попсы и со счастливой улыбкой рассказал на камеру, что Эйнштейн был гением и никогда не стирал свои носки... Счастливая мать уводит свою «телезвезду» в людское море, а мы представляем себе, какие информационные ценности утвердились в этой семье и каким путем пойдет далее по жизни этот мальчишка...

На фестивале в честь освобождения Мариуполя показываем эксперименты в сквере у городского театра. По реакции семей, подошедших к нашему столику видим, что наши эксперименты, которые можно провести на любой кухне, им кажутся магией, и родительские взгляды потухают сразу же, как только начинается объяснение научной сути показанного. Рядом стоят двое мальчишек, явно из разряда трудных детей, и радуются тому, что мы взяли их в помощники. На вопрос о родителях отмахиваются. А еще время от времени подбегает к нам работник коммунальной службы, убирающий мусор в сквере, и старательно записывает в блокнотик все наши манипуляции с реквизитом, поясняя, что хочет показать все это своей дочери...

Киев, в одном из техникумов проводим научно-познавательный практикум. Подростки сложные, по их манере одеваться и подавать себя хорошо видно, что у ребят в семьях нет единства и взаимопонимания с родителями. Один паренек устраивается поближе, смотрит во все глаза, узнает опыты, которые видел в интернете, радуется, когда его догадка о сути экспериментов оказывается верной. А потом в разговоре с ним мы узнаем, что родители его уехали на заработки, и он живет у бабушки предоставленный самому себе...

В Киеве работаем с детьми с проблемами здоровья из семей переселенцев. Понятное дело, что такие дети требуют особенной заботы, и родители присутствуют на наших занятиях. Они сидят на расстоянии, но не упираются взором в свои телефоны, а с огромным интересом смотрят на то, как их дети узнают что-то новое для себя. А потом повторяют все эти эксперименты вместе с детьми дома...

Конечно же, обратная связь в такой научно-просветительской работе куда более эффективна у тех детей, которыми активно занимаются их родители. И хорошо, когда родители обладают достаточным уровнем критического мышления, чтобы отличать фейковую и желтую информацию от реальной, но большинству родителей все же трудно устоять перед натиском все более желтеющих масс-медиа, которым неинтересна любая информация, в которой не задействованы пресловутые 5С — скандал, сенсация, смерть, страх и секс.

Как же нам мотивировать наши современные украинские семьи к овладению современной научной информацией, умению определять псевдонаучные сведения и повышению уровня критического мышления?

Представляете себе, например, день закона Ома? И каждый класс помимо каких-то газет, украшений класса и прочих идей еще и представляет свой номер по теме на общешкольном шоу-концерте... Как вы думаете, какой бы была эффективность изучения закона?

Мы сейчас занимаемся разработкой телевизионного научно-познавательного шоу Розумна родина. Целью его является не только популяризация науки, а и демонстрация семейного творчества, семейной смекалки, семейной находчивости. Надеемся, что нам удастся продвинуть ее на телеканалы. В том, что идея интересна для общества, нас убеждают приглашения в разные города Украины еще на этапе тестирования проекта.

Было бы неплохо организовывать региональные семейные познавательные клубы, где местные энтузиасты могли бы вести просветительскую работу. Но тут важна система методик именно семейного просвещения, которыми в Украине занимаются единицы.

К чему я все это веду?

К тому, что у нас должна быть разработана и внедрена в жизнь комплексная государственная программа семейного образования, иначе мы так и останемся на уровне интереса к носкам Эйнштейна и веры в планету Нибиру, которая обязательно хочет уничтожить человечество...