Конечно, я смотрел сегодняшний брифинг в КМ на тему пенсионной реформы.

Обратил внимание на тезисы Глеба Вышлинского (исполнительный директор Центра экономической стратегии). То, что имеющаяся пенсионная система несправедлива и экономически неустойчива (через хронический дефицит ПФ создаёт постоянные угрозы на макроэкономическом уровне), — проблемы известные и постоянно озвучиваемые, в том числе властью. А вот третья проблема только сейчас получила публичное артикулирование: «у украинских граждан нет инструментов для долгосрочных сбережений, для обеспечения себя в старшем возрасте, когда они не смогут работать».

Собственно, вот он — камень преткновения накопительной пенсионной системы. Её необходимо было внедрять сразу же, 25 лет назад. Но как тогда, так и теперь, несколько крупных экономических кризисов спустя, украинцы просто не доверяют никаким финансовым структурам настолько, чтобы давать им свои деньги на 20-30-40-50 лет. Государственные и частные банки и фонды тут в одинаковом положении. А от сборов на солидарные пенсии никуда не денешься: государство решило, какую именно часть своих заработков ты должен отдавать на содержание сегодняшних пенсионеров — и просто собирает необходимые отчисления «по умолчанию».

Кстати, да. Это важно: именно это и означает солидарное пенсионное обеспечение. Это «часть заработка, забираемая государством на содержание сегодняшних пенсионеров». Но никак не «зарабатывание себе будущей пенсии». Это необходимо донести до каждого пенсионера: его «я заработал себе пенсию — государство должно мне выплатить» никак не отражает реального положения вещей. «Я работал, я много зарабатывал, у меня должна быть высокая пенсия» — это как раз о накопительной системе. Когда каждый откладывает в свою персональную кубышку деньги «на старость». На свою собственную старость, а не сегодняшних пенсионеров. Или, если сложится так, что человек не успеет выбрать свой пенсионный фонд — заработанное мужем и отцом перейдёт в наследство жене и детям. Это справедливо: заработанное не должно исчезать и обнуляться в случае смерти владельца пенсионного счёта.

Накопительная пенсионная система не создаёт нагрузки на бюджет страны и на экономику в целом. Более того: эти деньги не лежат мёртвым грузом, а инвестируются в максимально надёжные проекты реального сектора. Это общепринятая мировая практика. То есть, налогоплательщик не только заработком (потраченным в розничной торговле и прочих секторах отечественной экономики, оживляя их) и налогами (формирующими бюджет и социальные статьи расходов), но и сбережениями в пенсионных инвестфондах работает на экономику своей страны. Но чтобы это заработало — нужны соответствующие финансовые институты, которым люди доверяют изначально. Нужны механизмы гарантирования этого доверия.

И вот сегодня я впервые услышал позицию власти относительно этой проблемы. Это так называемые второй и третий уровень пенсионной системы. «Предпосылками для формирования второго уровня — обязательных накоплений — в пенсионной системе является прежде всего приведение украинской системы регулирования финансовых рынков к европейским стандартам. Это означает допуск европейских финансовых посредников на украинский рынок, это означает принятие закона о валюте, который позволит инвестировать сбережения украинских граждан за границу, это означат обеспечение европейского качества контроля пенсионных фондов. Точно так же это означает обеспечение стимулирования, в частности, налогового, добровольных взносов граждан в третий уровень пенсионной системы. В частности, украинское правительство, которое уже заявило о готовности к сотрудничеству с гражданским обществом в этом вопросе, рассмотреть вчерашнюю инициативу ЕС по созданию общеевропейской системы добровольных накопительных пенсий с возможностью присоединения Украины к этим инструментам». Это тоже цитата из Вышлинского.

Вот они – реальные, ощутимые следствия изменения взаимоотношений с ЕС после принятия решения об ассоциации. Вовлечение Украины в общеевропейские социально-экономические проекты так же, как в безопасностные и оборонные.

Если это будет реализовано, если в Украину с государственными и международными гарантиями зайдут уважаемые финансовые структуры со столетним багажом надёжной репутации, я, наверное, буду среди первых, кто создаст у них свой накопительный пенсионный фонд. Поскольку я объективно оцениваю перспективы и текущее состояние экономики и уверен, что к моменту моего выхода на пенсию солидарная система окончательно коллапсирует.

Когда на одного налогоплательщика официально приходится более одного пенсионера (и это не считая необходимости содержать детей, поддерживать родителей обоих супругов, живых бабушек и дедушек, да ещё если жена в декрете или не нашла работы... То есть, в целом от 3 до 11 иждивенцев на каждого работающего) – никакой бюджет, никакая экономика этого не выдержит. А ведь следует учитывать и понижающий коэффициент воюющего/ послевоенного (война же когда-нибудь закончится, мы победим, империя агрессора рассыплется на куски...) государства.

В общем, я позитивно оцениваю то, что Кабмин наконец занялся не только затыканием дыр и решением текущих форс-мажоров, но и формирует основу для нормальной работы будущей экономики. Кризис следует ликвидировать ещё до того, как он разразится, проблему начинать решать ещё до её реализации и появления негативных последствий. Эти аксиомы известны всем, повторяются достаточно часто. Но сегодня КМ продемонстрировал, что готов начать действовать в соответствии с ними.

Посмотрим, как отразится на законопроекте участие депутатов (они обязательно будут вносить свои правки), в каком виде он будет принят и когда и как начнётся его реализация.