Поскольку год работы правительства Гройсмана пришёлся на пасхальную неделю, праздники практически затмили политическую составляющую. Хотя, вероятно, после празднований и экспертная среда, и медиа вернутся к вопросу итогов годичной работы Кабмина В.Гройсмана.

Хотя премьер во вторник всё-таки успел выступить с достаточно обширным и детальным обзором деятельности КМ. Пунктов много, большинство из них только обозначают начало изменений, поэтому населением воспринимаются достаточно критично: ведь избиратель ждёт отчёта об уже сделанном, достигнутом, о чём-то, что можно пощупать и проверить лично. А из таких достижений – разве что поднятие минимальной зарплаты и коммунальных тарифов, притом последнее считают достижением только отраслевики, и то не все.

А вообще результаты работы КМ за год я бы разделил по реакции населения на два больших сегмента:

- то, чего не случилось – и поэтому усилия, достижения, предотвращение малоинтересно большинству граждан;

- то, что воспринимается как само собой разумеющиеся вещи либо вещи, далёкие от обычной жизни, актуальные где-то там, в кабинетах Банковой.

Первая группа – это любимая тема настоящих оптимистов: «могло быть намного хуже». Как ни странно – а это действительно странно, учитывая четвёртый год войны, задержку траншей, задержку с и так обрезанным безвизом, блокаду, холодную зиму, фактически банкротство «Привата», чистку в банковском секторе вообще, постоянные диверсии (в основном достаточно результативные информационные атаки) РФ, — так вот, как ни странно, национальная валюта всё ещё не 40 грн/дол. И даже не 30. Более того, идёт слабенькое, вероятно, временное, но укрепление – гривна отползла даже от 27 вниз, к 26,5.

На самом деле, если всерьёз анализировать все факторы (а они в основном негативные), то это выглядит если не чудом, то достаточно маловероятным достижением. И тем не менее, факт налицо. И независимо от того, что делал (или не делал) Нацбанк, ясно, что без постоянных судорожных усилий правительства по затыканию дыр всё пришло бы именно к логичному итогу – тому самому «доллару по 40-50 к новому году/ к весне».

К таким же моментам реализации маловероятного относится и золотовалютный резерв – его по всем признакам должны были исчерпать, а о факту он вернулся к показателям начала войны. Ясно, что не сам собой, и что заслуга в этом в том числе Кабмина. Как и в немного, далеко не полностью, но уменьшившейся «дыре» в ПФ. А ведь на самом деле пенсионеры ещё с осени со страхом ожидали сообщений «пенсии задерживаются, о порядке выплат будет сообщено позднее». Но этого тоже не случилось.

А если говорить о «малоактуальном», то первое, что приходит в голову, — это система ПроЗорро. Она работает, она экономит деньги бюджетов, она постепенно охватывает все уровни государственного менеджмента, понемногу обламывает возможности для коррупции (да, очень понемногу, но тем не менее). Но это вряд ли интересно рядовому избирателю. Так что к «достижениям правительства» он ПроЗорро точно не отнесёт.

Точно также мимо большинства населения прошли этапы ликвидации и почти свежих, и ещё советских ограничений и требований к бизнесу и в целом к транзакциям государства и граждан, государства и бизнесов. Отменили почти полтысячи актов? И что? Хотя там работа была проделана огромная, и это действительно уже сказывается на деятельности предприятий. Однако для большинства это не относится к результатам работы КМ, это что-то абстрактное.

В целом, анализировать можно очень долго и подробно. Но общий итог для меня: за год не допущено падения и дефолта. А мы до сих пор очень близко к этому: как зависли на краю с началом войны с бюджетом, разграбленным Януковичем и Семьёй, так до сих пор где-то там и пытаемся восстановить равновесие. Работа КМ Гройсмана за 2016-й – один из факторов, который не дал стране рухнуть. Мы пока держимся – и хорошо. Даже какие-то скромненькие цифры роста появились. Да, этого мало, достижения совсем не такие замечательные, как об этом кричат. Но.

Благодаря приложенным усилиям мы не сорвались в штопор на третий год войны. И, вероятно, удержимся и на четвёртый год – война вряд ли окончится скоро. И как минимум следующий год страна будет работать всё с тем же премьером и КМ – просто из-за отсутствия реальной альтернативы. Мы ведь помним – у нас парламентско-президентское государство. То есть, нового премьера должен утверждать парламент. А поддержать какую-то иную кандидатуру фракции на данный момент не готовы. И не будут готовы, вероятно, до следующей весны. А там посмотрим.