На конец марта на оккупированных РФ территориях ОРДЛО российскими гражданами стали уже 420 000 человек (более 11% от 1,45 млн жителей «ЛНР» и 2,25 млн жителей «ДНР»)
--
В России уже, практически, обосновали с юридической точки зрения возможность и даже обязательность участия в выборах граждан РФ, проживающих на территории «ЛДНР»: они как граждане имеют все неотъемлемые права, в том числе избираться и быть избранными независимо от места проживания.

Ежемесячно число граждан РФ возрастает примерно на 20 000, однако процесс может быть форсирован. В любом случае, к сентябрю 2021-го число коллаборантов с российским гражданством перевалит за 0,5 миллиона. Однако оккупация однозначно продлится дольше, а Кремль уже анонсировал планы, что за 2-3 года российское гражданство должно получить практически всё население оккупированных территорий Донецкой ы Луганской областей. И ни у нас, ни у союзников нет оснований считать, что эти планы не будут реализованы.

Соответственно, уже сейчас Украина должна чётко разграничить в стратегических планах деоккупации то, что подлежит возвращению, то, что подлежит компенсации (как разрушенные и вывезенные производства), и то, что к Украине отношения уже не имеет.

Мы можем вернуть только наши территории — поскольку они неоспоримо принадлежат Украине. Но не население — поскольку это уже чужое население (пока частично, а будет полностью). Украина не имеет права присваивать себе чужих граждан, принуждать их жить на своей территории и, естественно, считать их «гражданами Украины» только на том основании, что когда-то у них были украинские паспорта и они какое-то время даже получали социальные выплаты от Украины, будучи уже гражданами другого государства.

Безусловно, международное право не даёт нам возможности как-либо наказывать или ограничивать свободу таких лиц. Они граждане другого государства — и этим всё сказано.

При деоккупации мы обязаны будем просто вернуть указанных граждан их государству. По возможности — с имуществом. Но без возможности любой компенсации от Украины — поскольку за их имущество и благополучие на оккупированных территориях вот уже 7 лет несёт ответственность оккупант. То есть, и компенсации за уничтоженное либо оставляемое при депортации имущество они смогут требовать только у оккупанта.

Ещё раз: земли — наши, население — уже чужое.

За исключением крохотной части тех, кто откажется получать паспорт РФ. Вот их можно будет считать «условно своими» и возвращать вместе с территориями, но с временными ограничениями в правах — лет на 15-20, из расчёта примерно 2 года повторной адаптации на каждый год пребывания в оккупации под идеологическим прессингом врага.

Отдельно стоит рассматривать желающих стать украинскими гражданами жителей оккупированных территорий, которые на момент деоккупации будут ещё несовершеннолетними. Дети есть дети — они не выбирали, где родиться. Но период адаптации к ним должен будет относиться в той же мере, что и ко взрослым: идеологический прессинг на них как бы не больший, чем на родителей, поскольку дети иного и не знают за всю свою жизнь в оккупации. Хотя внимания и воспитательных, просветительских, образовательных усилий к ним, конечно, нужно будет проявить намного больше, чем ко взрослым.

Возвращаясь к разделению «земля, но не люди»: это элементарная логика и признание объективной реальности. «Граждане иностранного государства — не наши граждане». У них права и обязанности граждан именно РФ, а не Украины. Мы не имеем на них прав — но и не имеем никаких обязанностей в отношении чужих, ещё раз подчеркну, граждан. Только вернуть их при деоккупации в целости и сохранности их родному государству.