Великий Четверг — Величайший в году.

Великий Четверг — день установления Евхаристии — Причастия. В этот День Господь преломил хлеб на Тайной Вечере и сказал, что это это Тело Его. Указал на Чашу и сказал, что в ней Кровь Его. Хлеб и вино претворяются на Тело и Кровь Бога. Хлеб земной на плоды Древа Жизни. И в этот же день, на пороге пятничной ночи, Иуда указывает первосвященникам место, где можно тайно арестовать Иисуса.

Апостолы ходили за рождённым Христом и слушали Его. Где-то понимали, где-то не очень, но так или иначе Он был для них Живым Человеком. В Чаше Он предлагает нам Себя не просто как живой Человек, но как Воскресший. Он не просто Тот, Кто имеет «глаголы вечной жизни», но Он — Источник этой жизни — Древо Жизни.

На Тайной Вечери Христос опять говорит о предательстве — и спрашивают апостолы: «не я ли, Господи?» и только Пётр твёрд: «Господи! До смерти иду за Тобой» что дальше было мы знаем... И знаем, что мы от Христа отрекаемся не трижды, но гораздо чаще.

В тропаре Великого Четверга есть слова: «Тайну Твою врагам не расскажу». Какую же тайну знаем лишь мы и Бог? И почему эту тайну так хотят узнать враги Христа — т.е. бесы?

У каждого человека, как бы грешен он не был, есть тайный уголок души, где человек встречается с Богом, та часть души, которая в трудную минуту готова воззвать из мрака, и к которой придет Бог. Вот эту тайну у нас и хотят выведать бесы, проникнуть везде, в самые глубокие тайники души, что оставлены у нас для Бога. Бесы предлагают нам свои 30 сребреников, забирают тайну и оставляют отчаяние и пустоту.

Берегите Божью тайну. Храните ее для себя, и тогда даже из самой глубины ада сможете воззвать к Нему.

Страстная Пятница.

Сегодня распяли Христа. Перед этим Он провел бессонную ночь в молитве, когда даже ученики не могли не спать, принял поцелуй Иуды, всю ночь его пытались судить и водили то в синедрион, то к Пилату, то к Ироду. Иудейские воины когда привели Иисуса к Пилату даже не зашли в резиденцию римлян — преторию, дабы не оскверниться, и можно было участвовать в Пасхальной трапезе. Наша Пасха — Христос — они этого не сообразили и не почувствовали... Потом было бегство учеников, предательство Петра, несение креста, слёзы Богородицы, распятие, исповедание разбойником и римским сотником. Положение во гроб.

Никто не виноват в распятии Христа, наверное...

И уж точно не Понтий Пилат.

Христа распял не он. Христа распяли первосвященники и народ иудейский. Он не распял – он умыл руки. Понтий Пилат был мудрым солдатом, он думал о том, что есть истина и вопрошал об этом Того, Кто был Истиною.

Проблема пятого прокуратора Иудеи не в том, что он распял Христа, а в том, что он имел власть распятия не допустить. «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Ин. 19.10. Иисус ответил, что власть эту прокуратор получил свыше " С этого времени Пилат искал отпустить Его." Ин.19.12. Может и отпустил бы, но ему намекнули: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю" Ин.19.12. А Понтия Пилата на должность не Истина назначила, а кесарь – и с кем больше дружить нужно вопросов у него не возникло. Хотя и с Истиной у него, с его точки зрения, отношения вполне чистые остались – руки-то он помыл, однако: "Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы." Мф. 27.24. И даже то, что Пилат приказывал бить Иисуса перед судом, и надеть венец из тёрна мы не можем поставить прокуратору в вину – он это делал, дабы возбудить жалость толпы. Не помогло.

А ещё Пилат с Иродом из-за Иисуса Христа подружился. Можно сказать, что сошлись на почве Истины. "И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом." Лк. 23. 7-12

Так, что как ни крути, – Пилат ни при чём. Он только добра желал и Царю этому иудейскому странному, и Иудеям безмозглым, а они только и кричали: "кровь Его на нас и на детях наших." Мф. 27.25

Однако проблема есть. Она как раз в том, что Пилат ни при чём. Ему была дана власть. И он мог ей воспользоваться – но испугался, что первосвященники иудейские "стуканут" кесарю. Проблема Пилата в том, что он и мог, и хотел не выдать Иисуса на распятие, но не стал, ибо струсил.

Ирод тоже мог уберечь Христа, но тоже не стал – праздник был – шашлычки, барашки жарились – куда ему было Истину спасать – некогда.

И народ мог Иисуса спасти – чего уж – разве кто заставлял силой кричать "Распни Его!" тех, кто только на днях постилали одежды, ваийя и цветы под копыта, въезжавшего на осляти Царя.

И архиереи смириться могли и таки внять Писанию, чтоб склонить свою голову перед Мессией. Но не захотели, ибо царь-кесарь куда сподручнее Царя – Мессии.

Могли все – не стал никто. Всем по душе оказалась ответственность коллективная. А стояние в Истине требует ответственности личной. И только Один Человек лично ответил за всех. И всех пошёл спасать. Не только Пилата, Ирода, Варраву, архиереев, легионеров. Но и всех прочих, что в аду томились, от Адама и Евы до разбойника, сораспятого Ему. Условие спасения только одно – нужно принять протянутую тебе руку.

Великая Суббота.

День абсолютного покоя. Покоя внешнего. А душой Господь сходит во ад. Духам, находящимся в темнице, проповедует. Изводит оттуда души страждущих.

Наша жизнь есть ад. И вот в эту субботу Господь через Свои Страсти стремится проникнуть до глубин нашего персонального ада, взять нас за запястья, и ввести в Его Царство.