Вторая часть названия статьи носит двусмысленный подтекст неспроста: это и призыв поскорее воплотить в жизнь формализованные наработки, и вопрос, чего на самом деле ждет общество, бизнес от изменений правил игры в налогообложении, и, вслед за ним, неизбежное переписывание общественного договора — той кривой уродливой системы отношений бизнеса и власти, которая, как любая система, — даже если она порочна по своей сути — находится в равновесии.

К сожалению, общество привыкло делиться внутри на лагеря. И ладно бы это касалось разделения болельщицких аудиторий между фан-клубами двух сильнейших футбольных команд. Так нет. Жизнь, зачастую в лице отдельных персоналий, упрямо подбрасывает поводы для разделения: как не языковой вопрос, так корбангейт и тому подобное.

Одной из таких линий разлома в последнее время стала налоговая реформа. Вовлеченная часть общества разделилась на «южанинцев» и «про-минфиновцев». В СМИ вышло достаточное количество материалов об отличиях этих моделей друг от друга. О хейтерстве в соц. сетях и говорить не хочется. При том, что — вне всяких сомнений — в конечном успехе реформы заинтересованы обе стороны. Несмотря на то, что под словом «реформа» понимаются, как мне кажется, разные краткосрочные результаты.

Миссия же у идеологов концепций, уверен, общая: процветающая, успешная Украина.

Если по миссии особых вопросов нет, то какую же совместную цель в этом ключе следует перед собой поставить? С точки зрения текущих вызовов, актуальной видится такая:

Восстановление доверия со стороны бизнеса по отношению к государству, путем создания позитивных стимулов для детенизации экономики.

Почему именно эта цель видится наиболее релевантной?

Потому что ее достижение позволит решить вопрос наполнения бюджета не за счет стонущего бизнеса, а равно и наоборот — не создавать бизнесу условий наибольшего благоприятствования за счет недобора средств в доходы бюджета, — но побороться с «теневой экономикой» за долю рынка, которую она занимает в общей структуре экономики страны. И именно за ее счет — в первую очередь — решить проблемы и бизнеса, и бюджетников.

Детенизации можно пытаться добиться тремя способами:

- Исключительно повышением силового давления на налогоплательщиков; этот путь не работает, так как, при нынешнем уровне коррумпированности и компетентности силовых структур, — не ведет к достижению желаемой цели: пополнению бюджета; т.е. вероятный кэш-аут для предпринимателя примерно равен коррупционной ренте ответственных за данное направление.

- Исключительно понижением ставок и либерализацией администрирования; этот путь несколько более работоспособный, так как предприниматели по разному оценивают такой критерий, как «плата за риск» быть пойманным; следует признать, что разрыв между агрегированными тарифами «теневого сектора», даже с учетом коэффициента «платы за риск», и официальными налоговыми ставками, — на текущий момент не сопоставимы. Чем ниже будут ставки, тем больше будут выходить «на свет». При этом нужно понимать, что действия по понижению ставок могут не привести к детененизации, но лишь усугубить бюджетный дефицит. Так как при консервативном подходе по снижению ставок те, кто и до этого платил «в белую», станут платить меньше, а для детененизации тех, кто прятался, стимул будет недостаточен. Улучшению администрирования же ничего не мешает.

- Микшировать оба метода, при этом повышать давление (цену «платы за риск») только после того, как будут предоставлены достаточные позитивные стимулы. Порядок действий имеет значение. Да и не получится по другому, т.к. процесс реформирования силовых структур, на примере замены ГАИ на патрульную службу, — потребует какого-то времени.

Соответственно.

Какие основные совместные задачи (они же — вызовы) стоят перед инициаторами налоговой реформы, успешное решение которых с большой долей вероятности позволит достичь целей?

  1. Сокращение расходов бюджета.
    Тут и верификация получателей всевозможных льгот и надбавок, и открытый реестр пенсионеров, по которому — есть ожидания по примеру Грузии и Греции — что вскроются «мертвые души». Тут и «Нафтогаз», и приватизация большей части из примерно 1400 госпредприятий. Тут и перевод в ProZorro всех госзакупок, а не только допороговых. Тут и — по мелочи — решение вопроса по странным рудиментным образованиям, начиная от «институтов бджолярства и картоплярства» и неоправданном — с точки зрения индекса цитируемости — количестве академий наук, до оптимизации министерств культуры и по делам молодежи и спорта. Да много чего еще.
  2. Конструктивный диалог с МВФ. Тут — достижение согласия с ключевым кредитором. В нашей ситуации — кредитором последней надежды. Следует признать, что все недавние реляции МВФ нацелены не на критику того или иного концепта, но как раз на сбалансирование доходов и расходов бюджета, чему будет способствовать успешное выполнение пункта 1.

Ну и несколько пожеланий, чего не делать.

1. Не ставить личные амбиции выше миссии.

2. Не врать и не манипулировать.

3. Не отказывать бизнесу в патриотизме, в данном случае — в готовности работать по честным правилам.

С надеждой на то, что Карфаген коррупции совместными усилиями будет разрушен, а в водах Рубикона, который мы все вместе успешно перейдем, — утонет та грязь, которая мешает нам двигаться вперед,

Искренне ваш,
Александр Бродский,
предприниматель