Если вы думаете, что «вот подрастёт новое поколение — и всё изменится» — то вынужден вас расстроить.

Проблема в том, что если школьника воспитывает «советская бабушка», то из школьника тоже вырастает «советская бабушка».

Чтобы выросло новое толковое поколение, нам нужно уже сейчас новое образование. Но каким оно должно быть, это новое образование? Что со старым не так-то?

Давайте разберёмся.

Любое образование даёт человеку 2 инструмента: назовём их «бинокль» и «молоток». В «бинокль» человек видит мир и как-то его интерпретирует. Например, люди всегда видели грозу и молнии, но разный «бинокль» даёт разные картины мира: неандерталец видит в этом гнев богов, древний грек — конкретного Зевса, а Бенджамин Франклин — электрический разряд.

«Молотком» человек меняет мир в зависимости от того, что он увидел в «бинокль». Неандерталец приносит в жертву козу, древний грек строит храм Зевса, а украинские электронщики ловят молнии на воздушного змея и снимают видео на 2 млн просмотров — а это всегда хорошие деньги в виде гонорара от YouTube.

Явление одно и то же, а выхлоп разный.

Так вот у нас проблемы и с «биноклем», и с «молотком».


«Что я вижу?»

Этот «бинокль» по-нормальному называется «философия». Сейчас я вам просто объясню, что это такое: философия отвечает на вопрос «как это работает».

Философы Адам Смит и Карл Маркс искали ответ на вопрос «как работают деньги».

Философ Николо Маккиавелли — как работает власть.

Философ Исаак Ньютон — как работает сила.

Философ Марк Цукерберг — что такое социальное взаимодействие.

5a317273e9820.jpg


Видите, философия всеобъемлюща. Заветная учёная степень PhD расшифровывается как «доктор философии». На PhD учились и Билл Гейтс, и Стив Джобс, и Майкл Делл — только поняли всё быстрее, чем получили диплом, и потому бросили универ.

У нас в Украине не только нет навыка применять философию, но и понимания, нафига это вообще нужно.

Например, мы не понимаем, как устроено богатство — мы просто хотим выглядеть богатыми, и покупаем в кредит айфон и ланос.

Мы не хотим понимать, как строится правовое государство — мы гневно репостим Саакашвили прямо за рулём.

Просто в школе не учат философскому подходу.

Например, мыслители прошлого задались вопросом — а что такое круг? Почему чем больше длина окружности, тем больше её диаметр, причём это соотношение постоянно — не важно, меряем мы апельсин или траекторию Марса вокруг Солнца. Так они философски пришли к числу «пи» — без него не было бы никаких полётов на Луну и программы "Curiocity". А чему нас учат в школе? «Пи = 3.14. Не запомнили — двойка. Запомнили — пошли дальше.»

А если взять не число пи, а более неодназначные вещи, то всё, тёмный лес. Например, как устроена популярность — скажем, как конкретно Гитлер стал таким популярным в 30е годы? Вместо этого мы учим годы Второй Мировой.

Когда говорят, что важнее ставить правильные вопросы, чем давать правильные ответы, имеется в виду именно философский подход.

Поэтому мы сырьевая страна, а не страна продуктов и компаний. По этой причине украинские программисты — лучшие в мире исполнители IT-проектов, но сами не могут родить идею востребованного IT-продукта — потому что «не видят» её.

Почему так получилось? Скажу своё мнение — СССР. Философия на уровне государства называется «идеология», только это философия затвердевшая, дающая на любой вопрос готовый ответ. Так вот 70 лет СССР отбивал у людей критическое философское мышление, вштамовывая в мозги искажённую картину мира типа «Океания всегда воевала с Евразией». Авторов книг заставляли в начале писать идеологическое обоснование, как содержание книги соотносится с идеями Ленина — то есть не с реальностью, а с идеями конца 19 века.

Суммирую: в школе не учат видеть реальный мир, понимать реальность.


«Что я делаю?»

«Молоток» из моего примера — это бизнес. Бизнес — это новое видение мира (которое даёт философия), применённое на практике. Понимание потребностей — и их реализация.

Голливуд выдвинул философский термин, известный как "happy end" — а что если фильмы всегда будут заканчиваються счастливым для главного героя разрешением конфликта? Так Голливуд стал фабрикой грёз, и лично вы, украинский кинозритель, с удовольствием идёте в кинотеатр и покупаете билет на «Лигу справедливости». Почему у нас нет бизнеса под названием «украинское кино»? Потому что у нас нет философии украинского кино. Вернее есть: «Героїзм воїнів, які брали участь у захисті України» и «Голодомор 1932-1933 років в Україні» (конкурс ДержКино) — я не спорю, это важные темы, но билеты покупают почему-то на «Лигу справедливости». Тот, кто увидит в свой «бинокль», что нужно украинскому зрителю — сорвёт большой куш в 40-миллионной стране. Технически снять кино — вопрос нескольких нулей, а философски — бесценен.

Сейчас вы читаете этот текст с экрана компьютера или телефона — а всего лишь 70 лет назад Алану Тьюрингу приходилось убеждать научное сообщество в своём философском видении, что вычислительная машина ВООБЩЕ может быть построена. Теперь это бизнес-индустрия, в которой крутится 4 триллиона долларов в год.

Марк Цукерберг дал свой философский ответ на вопрос, что такое социальное общение — и сделал Facebook. Помните, в фильме «Социальная сеть» друг спрашивает его, стоит ли подкатить к одной девчонке, Марк говорит, мол, не может же она написать на стене «Я в поиске». И тут же себя прерывает — «А почему нельзя?». И бежит реализовывать эту возможность в коде Facebook. Так это работает — много маленьких озарений и их реализаций. Теперь это бизнес стоимостью $519 миллиардов.

Бизнесмен Илон Маск чётко понял философию Циолковского «Земля есть колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели» — и оседлал бизнес космических полётов. Сами космические ракеты для взлёта используют все 3 закона Ньютона — философа, который разобрался, что такое сила. Теперь компания "Space X" оценивается в 4 млрд долларов, а Илон Маск — всеобщий любимчик и признанный новатор.

А у нас? А у нас зарегистрировано сотни тысяч ФОП-предпринимателей — и нет бизнесменов.

У нас диплом университета всё быстрее теряет свою ценность.

5a3169bff3e80.jpg

Украина сейчас сходит с ума от того, сколько получают айтишники — из-за этого многие хотят «войти в IT». Но вы подумайте: программисты Facebook получают много, но Марк Цукерберг — ещё больше. Стив Возняк создал компьютеры Макинтош, но главный куш сорвал не он, а Стив Джобс, который понял, что нужно делать именно такие Макинтоши.

Когда начался шум вокруг биткоинов, в США и Европе стали как грибы расти проекты криптовалют, а в Украине — вакансии ПРОГРАММИСТОВ на эти проекты криптовалют. Понимаете разницу?

Почему у нас не учат предпринимательскому мышлению? Опять же СССР — раскулачивание в разных формах и уголовное преследование за спекуляцию и даже валютные операции.

Но факт остаётся фактом: нас учат быть не предпринимателями, а исполнителями. Задачи по математике у нас всё ещё «На заводе в брак уходит 1/8 доля деталей» — а должно быть что-то типа «оцени возврат вложенных денег продаже лимонада в разных местах города и выбери лучший». Обе задачи будут на дроби — только в первой нужно дать правильный ответ, а во второй — поставить много вопросов (известных как бизнес-гипотезы).

В общем, я считаю, что концепция нового образования — это обучение видению и действию.